Deus Ex: Human Revolution
Се, иду как тать.
Откровение, 16:15
Жанр: RPG/FPS
Разработчик: Eidos Montreal
Издатель:Square Enix
Издатель в России и локализатор:ND Games
Официальный сайт игры: http://www.deusex.com/
У пресловутой “мировой закулисы” есть ровно одна ахиллесова пята. Это вентиляция. Делайте, что хотите: летайте на чёрных вертолетах, заручитесь поддержкой могущественных политиков и опутайте своими интригами половину мира. Но рано или поздно с лёгким скрипом откроется предательская решетка и из отверстия в стене бесшумной тенью выпорхнет плечистый мужчина с железными руками и в чёрных очках, прикрученных к черепу шурупами. И всё испортит. Ну, если, конечно, вы не обзаведетесь кондиционерами.
И ведь что характерно - горький опыт интриганов ничему не учит. История Human Revolution суть приквел, а в первой игре серии, вышедшей уже неважно в каком году, зло обидно прокололось на том же самом, на вентиляции. Правда, с самоиронией у игры всё в порядке, потому что уже в самом её начале один из персонажей изволит пошутить на эту тему... Но Адаму Дженсену, нашему новому главному герою, всё нипочем - не пройдет и десяти минут, как он радостно залезет в очередную квадратную дырку и с этого, собственно, все и начнется.
Зачем тратить два абзаца на дурацкую вентиляцию, спросите вы? Видите ли, уже многими отмечено, что Deus Ex: Human Revolution вообще довольно высокого мнения о самой себе. Она откопала в тезаурусе Роже словечки вроде Renaissance и placate, нарядила барышень в воротники эпохи Возрождения, а в финале, например, пытается заткнуть за пояс сразу всех толстоевских долгими рассуждениями о свободе и о том, что с ней делать. Вентиляция - это неплохая метафора смехотворных условностей, о которые раз за разом разбиваются амбиции современных игр. При всём уважении, естественно. Дело за малым - это уважение заслужить. Удалось ли это приквелу знаменитой игры? Безусловно. Но давайте уже, наконец, ближе к делу.
В золотисто-чёрном мире живут люди. Много людей. И если бы жили они хорошо, то какой был бы смысл “снимать” про них игру? Напичканное (в прямом и переносном смысле) технологиями общество ходит ходуном и со страхом всматривается в будущее. Адам Дженсен взирает на этот мир через цифровой интерфейс и нержавеющими пальцами пытается сделать его чуточку лучше. Впрочем, аугментированным (извините) он стал не по своей воле, а в героический поход отправился лишь по двум причинам: приказ босса и пропажа любимой. Но это неважно. В эту самую минуту важно то, что охранник повернулся спиной, а значит успеем проскользнуть вон до той двери, а за ней - заветный компьютер, который мы взломаем и получим XP. Конечно, если охранник нас заметит, то XP мы получим сломав ему шею или поставив старый добрый хэдшот.
Но почему он должен что-то заметить? Нажимаем правую кнопку мыши, вид от третьего лица, Адам прижимается к тумбочке, спокойно оцениваем обстановку. В помещение входят еще трое. На всякий случай готовимся выхватить тяжелый пулемёт... Стоп. Как стелс вяжется с тяжелым пулеметом? Всё в порядке, вяжется как миленький. Замечательно то, что что бы ни случилась, игра продолжается с самым невозмутимым видом. Даже если вы “засветились” и пришлось устроить перестрелку со взрывами, игровой AI, натужно скрипя мозгами, будет честно под вас подстраиваться, пытаясь смоделировать более-менее реалистичную реакцию окружающего мира на происходящее. Human Revolution не убивает своих клиентов только потому, что они играли
не по правилам. Вы умрете, только если сами сглупили (ну или если вас убил один из местных боссов, об этом позже).
И это великолепно. Временами это впечатляет даже больше, чем стильная цветовая гамма и своеобразная стимпанковская атмосфера. Но ваше сердце окончательно растает, когда вы увидите, что в этой игре не исчезают трупы. Их желательно оттаскивать в укромный угол, чтобы не навлечь на себя беду. Или, наоборот, оставить на видном месте, предварительно заминировав. А один труп, сброшенный Адамом с крыши, вообще пролежал целый день на тротуаре на глазах у равнодушных прохожих и полицейских. Тоже интересно... Но давайте посочувствуем Eidos Interactive, ведь творить мир, живущий по законам Deus Ex - задача грандиозная по своей сложности. И они справились, пусть не “на пятёрку”, но справились.
Далее на повестке дня глубокая мысль о том, что DE:HR это не шутер с элементами RPG, а шутер/RPG. Чтобы в этом убедиться, откройте меню прокачки персонажа, когда накопите достаточно опыта. Здесь царит настоящий праздник: вот эти красиво переливающиеся желтым цветом штучки хочется получить немедленно, потому что без них вся эта антиутопическая жизнь не мила. Увеличенное здоровье? Да, потому что убивают очень быстро. Усиление навыков хакера? Вообще без комментариев. Что-то там такое про оружие? Хороший вопрос. Проходить игру можно вообще без стрельбы, если постараться (да, я помню про боссов, но еще не время). Но если так уж чешется левая кнопка мышки - вперёд. В конце концов, арсенал здесь не самый хилый, и это неспроста.
Продолжая тему RPG: а как же полностью открытый мир и всякие тайные места для исследования? Мир здесь, скажем так, открыт лишь локально. По прибытии в очередной город, Дженсен получает в своё распоряжение средних размеров район с несколькими улицами и переулками и несколькими крупными зданиями, которые можно посещать. Да, не Morrowind. Но лично мне не хотелось бы дожить до того дня, когда интересность игры, даже если она ролевая, будут измерять квадратными километрами. Главное - насытить это пространство интересными вещами и делами. В этой графе, немного помедлив, ставим “Дэус Эксу” галочку. Любознательный геймер потратит не один час, ковыряясь в чужих компьютерах и читая чужие органайзеры. А ещё не помешает прислушиваться к разговорам NPC, некоторые из которых могут вот так вот запросто дать вам побочный квест. Таковых не много, но, опять же, дело не количестве.
Но вся эта красота, происходящая на фоне в меру интригующего сюжета, несколько раз будет грубейшим (и глупейшим) образом прервана необходимостью умерщвлять игровых боссов. Просто возмутительно, как игра одним махом перечеркивает все свои достоинства и отменяет все свои правила. Вы можете сколько угодно хитрить, выбирать свой путь и прятаться под столом, но обязательно наступит момент, когда вас помимо вашей драгоценной воли (это к вопросу о свободе) ввергнут в скриптовую сценку, после чего начнут убивать каким-нибудь толстокожим мужиком или тёткой. Получайте удовольствие, если сможете: бегайте по закрытому помещению, успевайте хватать разложенные кругом боеприпасы и кидайте их во врага. Когда преследующая вас тварь издохнет, не забудьте громко произнести: “Что это было?!”.
В общем, как-то так. Deus Ex: Human Revolution выглядит колоссом по сравнению почти со всеми нынешними играми. Стоит он на своих колоссальных ногах пошатываясь, но ведь стоит же! Пусть это прозвучит банально, но за его многие достоинства почти все недостатки прощаются с лёгким сердцем, если не считать боссов, конечно. Про средненькую, в терминах полигонов и шейдеров, графику я не забыл, но эти разговоры ни к чему. Бесспорно, будь игра технологичнее и красивее, она бы как минимум ничего не потеряла, кроме обладателей слабых компьютеров. Но после финальных титров вспоминаются не угловатые тени, вспоминается совсем другое... И этим многое сказано.
Наверное, все ждут ответа на вопрос, достойна ли Human Revolution своего великого предка. Не знаю. Слишком много времени прошло с тех пор, слишком сильно изменились игры за эти 11 лет. Новая игра серии просто такая, какая она есть - большая, черно-желтая и очень интересная. А что будет дальше, как всегда, покажет время.
Реиграбельность: да
Классный сюжет: да
Оригинальность: нет
Легко освоить: да
Оправданность ожиданий: число 89%
Геймплей: 8,5
Графика: 7,5
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 8
Итого: 8,5