Англ: William Somerset Maugham
Годы жизни: 1874-1965
Место рождения: Париж, Франция
Место смерти: Ницца, Франция
Гражданство: Великобритания
Род деятельности: прозаик, драматург, эссеист
Биография
Скрытый текст:
Английский романист, драматург, автор коротких рассказов и самый высокооплачиваемый (в 30-е годы) в мире писатель. Несмотря на популярность, Моэм не получил серьезного признания публики, о чем он размышляет в автобиографии "Подводя итоги" (1938), замечая, что "стоял в первом ряду второразрядных". В его романах действие происходит в разных странах, повествование ведется в простом и изысканном стиле.
Уильям Сомерсет Моэм родился в Париже и был младшим (шестым) сыном юриста британского посольства. Французский стал для него первым родным языком. В возрасте 10 лет он лишился родителей, его отправили в Англию, где он жил в семье дяди, викария, в городе Уитстебл. Учился в школе Кингс, в Кентербери, а потом в гейдельбергском университете, затем шесть лет изучал медицину в Лондоне. В 1897 году он получил диплом доктора, но оставил занятия медициной после того, как его первые романы и пьесы стали пользоваться успехом.
Моэм жил и писал в Париже в течение десяти лет. В 1897 году появился его первый роман "Лиза из Ламбета", которая была основана на личном опыте писателя, который принимал роды. Первая пьеса, "Человек чести" была написана в 1903 году, и в 1904 году уже четыре пьесы шли одновременно на сценах Лондона. Настоящим прорывом стал почти автобиографический роман "Бремя страстей человеческих" (1915) (в оригинале "О человеческом рабстве - так называется глава 4 "Этики" Б. Спинозы), который считается лучшим произведением Моэма. Мы видим детство, юность и годы взросления Филиппа Карей, который от рождения хромой ("приволакивает одну ногу"). Филипп почти не знал своих родителей, воспитывался религиозными дядей и тётей, но настоящее образование получил в гейдельбергском университете. Филипп отправляется в Париж изучать искусство, в возрасте 30 лет получает диплом доктора и женится на Салли Этелни, жизнерадостной обычной девушке.
Под видом репортера, Моэм работал на британскую разведку в России во время русской революции 1917 года, но заикание и проблемы со здоровьем препятствовали карьере на этом поприще. Моэм вместе с другом отправляется в путешествие по восточной Азии, островам Тихого океана и Мексике.
Когда Моэм направлялся в г. Паго-Паго (острова Самоа) на одном борту с ним оказались миссионер и женщина легкого поведения, это послужило поводом к написанию самой нашумевшей истории, рассказанной позже в пьесе "Дождь" (по ее мотивам снято несколько фильмов). В 1928 году он поселяется во Франции. Его пьесы, среди которых "Круг" (1921) - сатира на общество, "Наше лучшее" (1923) - об американцах в Европе, и "Постоянная жена" (1927) - о жене, которая мстит неверному мужу, ставили в Европе и США. Знаменитый роман Моэмса "Луна и грош" (1919) рассказывает о Чарльзе Стриклэнде, а вернее о Поле Гогене, который выведен под именем Стриклэнда, художнике, чей отказ от цивилизации привел его на остров Таити. Там его поражает лепра (проказа), но он продолжает писать картины. "Дрожание листа" (1921) включает историю "Дождь", сценическую версию этой истории предложили к постановке Джон Коль тон и Клеменс Рандольф в 1922 году. Роман "Лезвие бритвы" (1944), где речь идет о духовном поиске человека, был дважды экранизирован. В предисловии к этой книге Моэм написал: "Здесь нет выдумки", в ней изображен молодой американский человек, прошедший войну, он оказывается то в Италии, то в Лондоне, то на Ривьере или на Монпарнасе. В конце концов, от ужасов войны он находит покой в Индии, сливаясь с Абсолютом, согласно философскому учению, известному как Веданта.
Как человек, совместивший профессии агента разведки и писателя, Моэм следует по стопам Кристофера Марло, Бена Джонса и Даниеля Дефо, стоит в одном ряду с современными авторами, в числе которых Грэм Грин, Джон Ле Карре, Джон Диксон Карр, Алек Во и Тэд Олбери.
Считается, что Моэм положил начало жанру современного шпионского романа книгой "Эшден, или британский агент" (1928), которая частично была основана на личном опыте писателя. Альфред Хичкок использовал несколько отрывков из этого текста в фильме "Секретный агент" (1936), в частности истории "Предатель" и "Безволосый мексиканец". В фильме (местом действия является Швейцария) агент убивает не того человека, а затем продолжает преследовать настоящую жертву.
Моэм верил в то, что истинная гармония заключается в противоречиях общества, что нормальное на самом деле не является нормой. "Обыденная жизнь - это самое богатое для исследования писателя поле" - заявлял он в книге "Подводя итоги" (1938). В сатирическом рассказе "Муравей и кузнечик" он противопоставляет двух братьев, легкомысленного и беспринципного Тома и добродетельного трудягу Джорджа, предполагается, что Том, в конце концов, окажется на обочине жизни, однако, тот женится на богатой старой леди, которая умирает и оставляет ему состояние.
Хотя Моэм пользовался всемирной известностью, ему не было присвоено звание рыцаря*, а его связь с Джералдом Хакстеном, его личным секретарем, долго была предметом сплетен.
Моэм умер в Ницце 16 декабря 1965 года. Говорят, перед смертью он просил сэра Алфреда Айера навестить его и уверить его в том, что нет жизни после смерти.
Произведения
Скрытый текст:
Проза
«Лиза из Ламбета» (Liza of Lambeth, 1897)
The Making of a Saint (1898)
Orientations (1899)
The Hero (1901)
Mrs Craddock (1902)
The Merry-go-round (1904)
The Land of the Blessed Virgin: Sketches and Impressions in Andalusia (1905)
The Bishop's Apron (1906)
The Explorer (1908)
«Маг» (The Magician, 1908)
«Бремя страстей человеческих» (Of Human Bondage, 1915; рус. пер. 1959)
«Луна и грош» (The Moon and Sixpence, 1919, рус. пер. 1927, 1960)
«Трепет листа» (The Trembling of a Leaf, 1921)
«На китайской ширме» (On A Chinese Screen, 1922)
«Узорный покров»/«Разрисованная вуаль» (The Painted Veil, 1925)
«Казуарина» (The Casuarina Tree, 1926)
The Letter (Stories of Crime) (1930)
«Эшенден, или Британский агент» (Ashenden, or the British Agent, 1928). Сборник новелл
The Gentleman In The Parlour: A Record of a Journey From Rangoon to Haiphong (1930)
«Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»/«Пряники и эль» (Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard, 1930)
The Book Bag (1932)
«Тесный угол» (The Narrow Corner, 1932)
Ah King (1933)
The Judgement Seat (1934)
Don Fernando (1935)
Cosmopolitans - Very Short Stories (1936)
My South Sea Island (1936)
«Театр» (Theatre, 1937)
«Подводя итоги» (The Summing Up, 1938, рус. пер. 1957)
«Рождественские каникулы», (Christmas Holiday, 1939)
Princess September and The Nightingale (1939)
France At War (1940)
Books and You (1940)
«По тому же рецепту» (The Mixture As Before, 1940)
Up at the Villa (1941)
Strictly Personal (1941)
The Hour Before Dawn (1942)
The Unconquered (1944)
«Остриё бритвы» (The Razor’s Edge, 1944)
«Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли» (Then and Now, 1946)
Of Human Bondage - An Address (1946)
«Игрушки судьбы» (Creatures of Circumstance, 1947)
«Каталина» (Catalina, 1948)
Quartet (1948)
Great Novelists and Their Novels (1948)
«Записная книжка писателя» (A Writer’s Notebook, 1949)
Trio (1950)
The Writer’s Point of View' (1951)
Encore (1952)
The Vagrant Mood (1952)
The Noble Spaniard (1953)
«Десять романистов и их романы» (Ten Novels and Their Authors, 1954)
«Точка зрения» (Points of View, 1958)
Purely For My Pleasure (1962)
Пьесы
A Man of Honour
«Леди Фредерик» (Lady Frederick, пост. 1907)
«Джек Строу» (Jack Straw, 1908)
Mrs Dot
Penelope
The Explorer
The Tenth Man
«Дворянство» (Landed Gentry, 1910)
Смит (Smith, 1909)
The Land of Promise
The Unknown
«Круг» (The Circle, 1921)
Caesar's Wife
East of Suez
Our Betters
Home and Beauty
The Unattainable
Хлеба и рыбы (Loaves and Fishes, 1911)
«Верная жена» (The Constant Wife, 1927)
The Letter
The Sacred Flame
The Bread-Winner
For Services Rendered
«Шеппи» (1933)
Я читал только "Луна и грош" в оригинале и смею отметить сложность языка автора - многих слов, которыми он писал, невозможно было найти в словаре. А так его истории зачаровывают своей сложностью, правда, они все невесёлые, прямо так очень печальные.
Я читал избранные рассказы ("Luncheon", "The mev with the scar" и др.), причем в оригинале. Некоторые рассказы заставили задуматься( "Мужчина со шрамом").
Некоторые порадовали.
Моя оценка - интересный, неоднозначный писатель, произведения которого стоит читать в оригинале.
__________________
"Война - это по большей части каталог грубых ошибок."
Уинстон Черчилль
"Главной предпосылкой каждого успеха прежде всего является принцип: что делаешь — делай до конца."
Адольф Гитлер
Последний раз редактировалось Лаик; 21.06.2008 в 23:18.
Один из моих любимых писателей. Пару книг ("Узорный покров" и "Луна и грош") даже в оригинале осилил. По его книгам можно англ. подучивать, отличная практика. На русском читал почти все. В школе я его кстати не переваривал, у нас была зарубежная лит-ра. А сейчас любимый автор.
Цитата:
Любимые рассказы - "Бремя страстей человеческих"
Нехилый рассказ. Один из самых толстых романов автора.
Последний раз редактировалось Лаик; 13.11.2008 в 01:32.