Castlevania: Lords of Shadow
Дисклеймер: все скриншоты и концепт-арты являются собственностью их авторов и правообладателей
Жанр: action/платформер/слэшер
Разработчик: MercurySteam при участии Kojima Productions
Издатель: Konami
Платформы: Xbox 360, PS3
Официальный сайт игры: http://www.konami.jp/castlevania/
Prologue
Знаете, в чем прелесть перезапусков различных игровых сериалов – от провальных до собравших многомиллионную армию фанатов? В том, что можно совершенно спокойно играть в них «с чистого листа» - не копаясь в истории, мифологии и не пытаясь отрыть в пыльных глубинах всемирной Паутины самую-самую первую часть франчайза, потому что «надо в нее поиграть, иначе ничего не поймешь».
По той же причине приятно делиться впечатлениями о таких играх: можно со спокойной душой наплевать на то, что обсуждаемый продукт является 225-й частью серии, берущей начало в 80-х годах прошлого века, и что его события идут вразрез с каноном, установленным, к примеру, в части 25-й или 125-й.
Осенью 2010 года разработчики из солнечного Мадрида MercurySteam осчастливили консольных геймеров всего мира своей версией трактовки мифологии старого и доброго сериала Castlevania. Может быть, мрачноватый сеттинг достаточно хорошо контрастировал с безоблачным небом над всей Испанией – этого мы никогда не узнаем – и потому именно этот франчайз им и приглянулся. Ну а что получилось в результате – читайте ниже.
Chapter I
А получилось приключение, которое так и хочется обозвать эпическим, растянутое на 20+ часов геймплея. Вобравшее в себя лучшее из европейского фольклора – и слегка поглумившееся над фольклором пары других частей света. Приключение в ярких и притягательных декорациях, под удивительно уместные музыкальные переливы, и периодически взывающее к теплым ностальгическим чувствам в сердцах даже тех, кто играл в Castlevania на заре ее истории – в 2D с видом сбоку – и к ремейку отнесся настороженно. В принципе, их можно понять: игра про непропорционально сложенного мужика в ярких доспехах, прыгающего по карнизам со старческим кряхтеньем и уничтожающего нечисть и нежить крестом на цепочке изначально вообще разрабатывалась как независимое произведение. Но что ни делается – все к лучшему. Род Бельмонтов обрел нового прародителя, а серия – новую жизнь.
Главному герою – Габриэлю Бельмонту – предстоит преодолеть многодневный (во временных рамках игры) путь через разные природные зоны и творения рук человеческих (и нечеловеческих), истребить на своем пути бесчисленные орды противников – и все ради благородной, в общем-то, цели, подкрепленной жаждой мести и надеждой. Что-то разладилось в мировом равновесии: небеса оказались отделены от Земли, и люди остались одни, без поддержки Бога, против порождений Тьмы. Габриэль, воин священного Братства Света – ордена рыцарей-паладинов, служащих высшим силам – отправляется на поиски тех, кто виновен в случившемся – и кто владеет силой, необходимой для восстановления пошатнувшегося мироздания. Но не все так просто: душу нашего альтер-эго омрачают кошмарные сны, становящиеся явью, горе после смерти любимой жены и горячее желание найти и покарать виновных в ее безвременной кончине.
Завязка сюжета готова, пора в путь.
Chapter II
Путь этот, честно говоря, совершенно влюбляет в себя в самом его начале, вызывает значительно меньше восторга в середине и снова начинает откровенно радовать душу и сердце в конце. Речь даже не о графическом исполнении уровней – оно свои добрые слова заслужило и еще их получит. Чем совершенно покоряет Castlevania: LoS, так это своей атмосферой на каждой стадии любого уровня, и разнообразием этих уровней. Хотя первая глава в этом плане ставит, пожалуй, чрезмерно высокую планку. В ней двух похожих стадий просто нет – и невольно ждешь того же в дальнейшем. Не тут-то было: остальные главы на редкость последовательны, в каких декорациях мы их начинаем, в таких и закончим. Конечно, ставить знак равенства между дизайном всех стадий одной главы нельзя, но некоторая однообразность игре в этом вопросе присуща. Впрочем, назвать это однообразностью или, что звучит гораздо приятнее, стабильностью и размеренностью – дело уже игрока.
Если уж речь зашла о стабильности, отдельно стоит отметить, что разработчикам удалось избежать той ловушки, которую своими руками создали себе, например, авторы Dante’s Inferno. Там тоже каждый уровень был детально проработан в соответствии с кругом Ада, в котором он находился, но эту шикарную картину портили монстры: раз встретившись игроку в своем «профильном, узкоспециализированном» кругу, они затем начинали с пугающей регулярностью попадаться даже там, где, казалось бы, им делать нечего. Что могли забыть сросшиеся телами обитателя круга Жадности в кругу Гнева? Да ничего, только вот те, кто расставлял на каждом уровне любовно выращенных уродцев, об этом как-то не подумали. В Castlevania: LoS этот тонкий нюанс учли: если вы земли оборотней прошли, больше ни одного оборотня нигде не увидите. Ну, не считая тех эпизодических моментов, которые можно со спокойной душой обосновать (горный тролль водится в разных горах, и это нормально).
Помимо того, бестиарий игры заслуживает похвал еще и из-за своей разнообразности. Хотя нередко враги являются клонами друг друга в разной оболочке, подается это настолько непринужденно, а внешний вид и окружающая среда настолько различны, что это просто остается за гранью внимания. Каждый из встречающихся Габриэлю противников аккуратно заносится в путевой дневник, где его изображения и указания слабостей к разным видам оружия сопровождаются комментариями о том, что, собственно, это существо из себя представляет. Причем написаны эти комментарии настолько просто и убедительно, что читаешь о том же горном тролле и понимаешь – да, эти создания действительно территориально агрессивны и часто нападают на тех, кто достаточно глуп, чтобы потревожить их покой, проходя рядом с логовом (практически прямая цитата из внутриигрового справочника).
Выполнять функцию истинного паладина, то есть, истреблять любых тварей, что несут в себе частицу тьмы, нам предлагается достаточно ограниченным набором видов оружия, но далеко не одним и тем же способом. Вопрос о том, насколько это предложение встретит спрос, лежит на совести опять же игрока. Хотя комбинаций, выполняемых крестом с цепочкой (основное оружие Габриэля), порядка двадцати, на практике реализовываться будут далеко не все: на среднем уровне сложности от них нет толка, т.к даже простая атака работает на ура, а на высшем – урона они наносят существенно меньше, чем те спецприемы, которые открываются после приобретения всех прочих вариантов атаки.
Помимо креста-хлыста, игрок может воспользоваться еще несколькими видами оружия, которые носят вспомогательный характер: серебряными кинжалами, феями, отвлекающими некоторых врагов, и еще кое-чем – местными аналогами гранаты и ядерной бомбы, уничтожающей все живое вокруг. Впрочем, лишать игроков удовольствия самим узнать, о чем вообще идет речь, мы не будем. Дадим лишь небольшую наводку: против разных видов врагов наиболее эффективны разные виды оружия. Кто бы мог подумать.
Да, разумеется, этот список был бы неполным без упоминания о магии. Ее в игре два вида: темная и светлая. Первая усиливает воздействие оружия Габриэля, вторая помогает «перекачивать» здоровье противников в свое собственное. Все очень просто. Но не настолько, чтобы игровой процесс превращался в увеселительную прогулку по зоопарку монстров.
Chapter III
Хотя периодически после того, как очередная стая оборотней отправлена к праотцам, так и тянет остановиться и полюбоваться теми декорациями, среди которых смерть только что собрала свою кровавую жатву. Как отмечалось выше, графический дизайн в игре выше всяких похвал – пожалуй, красотой картинки LoS может соперничать с флагманами индустрии и жанра – даже с тем же GOW III, который, в независимости от своих геймплейных и сюжетных особенностей, является одним из самых красивых внешне слэшеров в истории. Причем разработчики решили не ограничивать полет своей фантазии и создали соседствующие друг с другом и при этом совершенно невероятные по разнообразию локации. Из субтропического леса, дорога к которому ведет через болота, можно попасть в заснеженные долины. Горы, видные с вершины башни замка, расположенного явно в умеренных широтах, встречают игрока свирепыми снежными бурями (игра в некоторых местах отчаянно желает быть похожей на кинофильм – даже снежинки «липнут» к «стеклу» камеры). И это далеко не все, что будет преподнесено игроку по мере развития сюжета и продвижения по главам.
Ложкой дегтя в этом графическом великолепии является лицевая анимация, отсутствующая как класс. С кем-то из персонажей это обуславливается немотой и телепатическим общением, но вот простить то, что сам главный герой меняет выражение лица лишь в финальной сцене – уже проблематично. Хотя, при желании, можно внешнюю непоколебимость Габриэля противопоставить той буре, что бушует в его душе. Пожалуй, на таком объяснении и следует остановиться: ничего более убедительного и при этом не нарушающего очарования игры, придумать все равно не удастся.
А очарование это стоит того, чтобы им насладиться. Castlevania предлагает пиршество не только для глаз, но и для ушей: саундтрек, сочиненный Оскаром Араужо, является неотъемлемой частью игрового процесса. Главные темы игры ненавязчиво задерживаются в памяти: виной тому их удивительное соответствие с теми визуальными образами, что присутствуют на экране. Редкий случай, когда музыкальное сопровождение оказывается настолько гармоничным по отношению к действию. Впрочем, не музыкой единой: озвучка главных героев выполнена также на пять с плюсом. Голос Габриэлю подарил британский актер Роберт Карлайл, лучшими работами в послужном списке которого являются ленты «На игле», «И целого мира мало» и «Пляж», его наставника из Братства Света – Зобека – озвучил не нуждающийся в представлениях Патрик Стюарт (он же выступает в роли рассказчика во вставках между эпизодами, скрупулезно описывая путь нашего героя). Из других актеров стоит отметить Ричарда Райдингса (известен по играм Dungeon Keeper, Heavenly Sword и Enslaved: Odyssey to the West), озвучившего одного из Властителей Тени – и Джейсона Айзекса (нашему зрителю знаком в первую очередь по роли Люциуса Малфоя в экранизациях книг о «Гарри Поттере»). Айзекс роль получил небольшую, но важную – и справился с ней на отлично, хотя убедиться в этом можно будет, лишь пройдя практически всю игру.
Chapter IV
Причем есть основания полагать, что многие ее пройдут не по одному разу. Это невозможно объяснить рационально – но даже несмотря на затянутость «средней» части игры, к концу уже появляется жгучее желание снова приобщиться к тому прекрасному, что она может предложить. Разработчики постарались создать максимум условий для реиграбельности: несколько уровней сложности, сюжетные моменты, на которые смотришь совершенно иначе после концовки игры, наконец, испытания, открывающиеся после прохождения каждой стадии. Но, разумеется, не обошлось без нюансов, которые на общей картине сказываются негативно. В первую очередь это связано с врагами и, особенно, боссами: как отмечалось выше, многие рядовые противники, по сути, дублируют друг друга, просто в разных скинах. С боссами, как ни печально, картина схожая: хотя тактика для прохождения всех разная и формируется исходя из их слабостей, они либо похожи внешне, либо достаточно однообразно атакуют. Тех, кто каждой секундой игры в отдельности наслаждаться не способен, это может отпугнуть.
Во-вторых, периодически расстраивают головоломки. По-настоящему сложных паззлов в игре не встречается: все решаются либо с минимальным напряжением серого вещества, либо просто методом перебора всех возможных вариантов. Даже обидно. Для тех, кому не обидно, и кто не может решить головоломку ни одним из перечисленных способов, игра подготовила специальные свитки, в которых можно открыть решение головоломки, потеряв награду за нее. Этакий реверанс в сторону казуальных игр: мы можем то же самое, но на порядок круче.
Третьим минусом, пожалуй, наиболее жирным, является уже набившая оскомину затянутая середина игры. Безусловно, локации прорисованы великолепно, но схожесть интерьеров на протяжении трех-четырех глав подряд постепенно уже надоедает. Даже несмотря на шикарных боссов и персонажей, с которыми Габриэль в этой части сюжетной линии встретится.
Chapter V
Подведем итог: ремейк получился великолепным, но породил множество вопросов. Даже если не затрагивать сюжет. Будет ли сиквел? За кого и против кого мы будем играть в DLC? Какие персонажи будут в гипотетический сиквел включены, если имена многих действующих лиц из этой части совпадают с «каноничными» именами, и многие из этих действующих лиц до финала игры не дожили? Все это и многое другое мы узнаем еще не скоро. Критики игру приняли очень тепло, продажи тоже не самые плохие – а значит, можно рассчитывать, что MercurySteam не остановятся на достигнутом и разовьют эту увлекательную историю не только в DLC. Время даст ответы на все вопросы.
Epilogue
Вероятно, главный конкурент God of War III за звание лучшего слэшера 2010 года. Совершенно шикарная и невероятно длинная по нынешним меркам игра – в списке обязательных покупок для любителей жанра и в списке рекомендуемых всем без исключения, кто с жанром только хочет ознакомиться.
Реиграбельность: да
Классный сюжет: 50 на 50. Ради сюжетных поворотов стоит пройти игру вплоть до конца финальных титров.
Оригинальность: нет
Легко освоить: да
Оправданность ожиданий: 95%
Геймплей: 8,5
Графика: 9,5
Звук и музыка: 9,5
Интерфейс и управление: 8,5
Итого: 9
P.S. Автор намеренно избегает сравнения с такими играми как Shadow of Colossus и серией God of War (по возможности) и призывает рассматривать игру как совершенно самостоятельный продукт – со всеми его достоинствами и недостатками.
P.P.S. Невероятным было искушение обыграть тему "Гаврилиады" вслед за авторами некоего крупного игрового журнала, но... наверное, не стоит. "Служил Гаврила паладином, Гаврила нечисть истреблял..."