Показать сообщение отдельно
Старый 18.07.2010, 19:26  
Пятиугольный
 
Аватар для RAULduke

 
Регистрация: 19.11.2008
Адрес: моногород
Сообщений: 3,551
Репутация скрыта [+/-]
Scratches

Жанр:
квест
Разработчик: Nucleosys
Издатель: Got Game Entertainment
Издатель в России: Play Ten Interactive
Локализатор: Руссобит-М
Официальный сайт игры: http://www.thescratchesmystery.com

Многие наивные молодые люди, вооружившись желанием делать компьютерные игры, кидаются с головой в омут под набившим оскомину названием «инди». Таких мечтателей в любом городе, где есть интернет, пруд пруди, поэтому процент удачных начинаний потрясающе высок: единицы восходят на Олимп по костям тысяч. В середине двухтысячных годов, когда вышеупомянутый термин ещё не опопсел, одержимая играми молодёжь ещё пыталась найти свой путь, а не поддаваться тенденциям.

Когда Огюстен Кордс создавал Nucleosys в далёком 2003-м, он явно не помышлял о топкой трясине, где сейчас гибнут независимые разработчики. Его цели были куда прозаичнее, зато он их достиг! Квест, традиционный как five o’clock tea, элементарный по своей структуре как гвоздодёр – и страшный, как бессмертные языческие божества Лавкрафта.

«Я не трус, но я боюсь!»

Разумеется, там, где обещается настоящий ужас, поблизости чернеет имя незабвенного мастера ужасов. Хотя в Scratches – дебютном проекте маленькой безвестной аргентинской студии – от вселенной мифов Ктулху нет ни следа, вдохновение заботливо вычерпано именно оттуда. И само собой, как в любом уважающем себя квесте, сюжет беззастенчиво давит остальные составляющие игры.

Так вот: не нарушая устоев, Nucleosys посадили в кресло главного героя писателя. Майкл Артхейт – весьма известный автор нашумевшей книги ужасов. По старой доброй традиции, он испытывает творческий кризис, и на гонорары от последней книги Майкл покупает старинный викторианский особняк в графстве Нортумберленд, на немалом удалении от цивилизации. Он полагает, что одиночество поможет ему одолеть Музу и взять её за рога. Дом оказался уютным пристанищем, но с наскока вжиться в роль хозяина не вышло: свет упорно не желает включаться, а вода совсем позабыла дорогу по трубам. Единственное средство связи в поместье – телефон, и с живыми людьми Майкл следующие три дня будет общаться только по нему. Друг писателя уверил того в пустяковости сиих проблем, посоветовав обшарить особняк (ура!) и лечь пораньше. Дальше Майкл узнаёт о тёмном прошлом бывших хозяев дома, находит уйму до одури интересных вещей, до краёв набивает ими инвентарь и плюхается в кровать…

Начнём с того, что аргентинцы не придумали ничего нового: на протяжении дневных похождений Артхейта они нагнетают атмосферу то тревожной, то умиротворяющей музыкой, злоупотребляют тенями и окружают игрока мрачной цветовой палитрой. Придраться к работе не вышло. Зловещее чувство затаившейся неведомой угрозы заставляет сохранять игру перед каждой дверью и бояться кухонной утвари. Особенно впечатляет одна из многочисленных картин в поместье, которая висит рядом с лестницей на третий этаж – работа Билла Стоунхема. Полотно считается проклятым – дескать, слишком много вокруг него случалось трагедий и слишком много народу рехнулось от её созерцания. Жуткая сама по себе, она просто повергает в панику в условиях сгущающейся атмосферы. Впрочем, и без картины найдётся на что посмотреть: в подвал спускаться настолько страшно, что кроме матерных выражений на языке ничего не вертится.

«Дикое, ыыы! Но симпатишное.»

Ночью всё меняется. Такое уютное, хоть и мрачное поместье угрожающе смотрит на Майкла незримыми глазами, в каждой тени мерещится КОШМАР, а ещё этот назойливый шорох, исходящий из самого сердца дома – из подвала. Даже днём трудно собраться с силами, чтобы загнать себя туда. Под покровом темноты коэффициент ужаса трагически возрастает, и каждый шаг по ступенькам вниз похож на самоистязание. Ну какой человек в здравом уме полезет к источнику странного звука в кромешную темноту? Фонарь бодрит, но этого недостаточно: пугающий эмбиент за авторством «Cellar of rats» (которые написали всю музыку к игре) взвинчивает напряжение до какой-то немыслимой высоты. Кульминация же ночных приключений так и вовсе превращает бывалых фанатов хоррора в беспомощных детишек… Нет, до финала ещё далеко.

В таких условиях история уходит на второй план, уступая пальму первенства уникальному по своим свойствам саспенсу, коим гордился бы сам дедушка Лавкрафт. Но впереди есть ещё один сюрприз! После прохождения у игры открывается второе дно: поскольку разработчики не дают внятного ответа на волнующие Майкла (и нас с Вами) вопросы, остаётся море пищи для размышлений. Дикие домыслы, цепи умозаключений, от которых у Шерлока Холмса закружилась бы голова, неутолимое желание докопаться до чёртовой истины. Scratches оставляет после себя такую изящную недосказанность, что совершенно не верится, будто над проектом работали всего лишь трое человек.

С другой стороны, количественный и финансовый фактор всё-таки даёт о себе знать. Неоперившийся новичок в жанре квестов непременно испугается устаревшей механики – нет даже модной нынче системы подсветки активных точек. Стоило бы промолчать о задачах, устанавливаемых игрой, решение которых напрочь сбивает с толку и требует колоссальной усидчивости и упрямства. Трудно устоять перед соблазном подсмотреть разгадки в многочисленных руководствах, разбросанных в Интернете. Короче говоря, Scratches – игра далеко не для всех и каждого, многие в силу своей ограниченности либо слабой культурной подготовки просто не поймут. И конечно, все эти личности побрезгуют графикой времён Myst – туда и дорога, по идее, пускай наслаждаются вылизанными блокбастерами, сценарии которых написаны постольку поскольку. А у нас на повестке дня – пахнущее нафталином, пыльное, ретроградское произведение, времена которого давно минули. Переступите через порог особняка Блэквудов, чтобы застрять там надолго – и забудьте о прогрессе.

Вывод: никаких компромиссов. Scratches - старомодное развлечение для закалённых и не очень, без поправок на прогресс и вкусы публики, которое заставляет почувствовать настоящий страх, используя проверенные временем, но не менее эффективные от этого методы.

Реиграбельность: нет
Классный сюжет: да
Оригинальность: нет
Легко освоить: да
Оправданность ожиданий:100%

Геймплей: 8/10
Графика: 5/10
Звук и музыка: 10/10
Интерфейс и управление: 8/10
Итого: 9/10
__________________
But in purple, I'm stunning!
My Steam Profile (from SteamDB)

Последний раз редактировалось RAULduke; 19.07.2010 в 12:55.
RAULduke вне форума  
Отправить сообщение для RAULduke с помощью Skype™