Alone in the Dark: Near Death Investigation
Жанр: survival horror
Разработчик: Eden Games
Издатель: Atari
Издатель в России: Акелла
Локализатор: Акелла
Официальный сайт игры
Реанимация культовых игровых серий прошлого – дело чрезвычайной сложности. Мало того, чтобы игра оказалась просто хорошей или даже отличной; важно суметь угодить фанатам серии, которые зачастую сами не знают, чего хотят. Кому-то приспичит, чтобы проект отличался от оригинала только графически, а механика оставалась неизменной. Другим всенепременно нужна революция – локальная или тотальная, иного результата они не примут. В таких условиях угодить всем капризным поклонникам нереально, и в любом случае на игру обрушится шквал недовольных или даже гневных отзывов.
Eden Games не в первый раз занимается возрождением именитого сериала – на их счету на редкость удачная Test Drive Unlimited, серьезный конкурент Need For Speed в нише аркадных автогонок. Однако с приключениями Эдварда Карнби дело обстоит иначе: откровенно слабая четвёртая часть и богомерзкий фильм по мотивам за авторством лиходея Уве Болла порядочно подмочили репутацию бренду, и к новой игре отношение создаётся предвзятое. Провал Alone in the dark: Near Death Investigation мог стать последним гвоздём в крышку гроба.
Этот самый реализм
Тем не менее, есть все основания утверждать об обратном. С этим легко не согласиться, но Alone in the Dark удался. Французы из Eden Games упорно старались забыть о существовании 4-ой части серии и всём том, что она привнесла в игру. Сюжетно новый AitD опирается только на первую, каноническую часть, и то слабо: протагониста зовут Эдвард Карнби, и он бывший паранормальный детектив. И сразу, с ходу, финт ушами: Эдвард очнулся в 2008-ом году (хотя действие первой игры разворачивалось в начале века) и, естественно, ни черта не помнит и не занет, даже своего имени. Таких убийственных поворотов событий впереди ещё море, готовьтесь. Зато подается эта дичь под трюфельным соусом: вставки на движке игры смотреть действительно интересно, а самое главное – в происходящее с удовольствием веришь, хотя в голове сей феерический бред не укладывается. Разумеется, Люцифер придёт к нам в гости, и, разумеется, нашёлся умник, желчный паразит Кроули, который рогатому в этом поможет. Умник недуром желает господина Карнби убить и закопать, а товарища его – приятного старика Теофила – увезти в неизвестном направлении с неизвестными намерениями. Конечно же, Эдвард успешно улепётывает от злобных злодеев, сталкивается с таинственными, спаси Господи, силами, норовящими откусить ляжку, всё равно спасается, катается по Нью-Йорку на угнанных автомобилях, бродит в поисках истины по знаменитому Центральному парку, ставшему обиталищем многочисленных порождений Геенны Огненной на протяжении восьми серий.
Да, французы разбили игру на восемь почти равновеликих кусков и продали их в одной коробке (урок для Electronic Arts, не долларом единым). В конце каждого куска наблюдается ярко выраженная кульминация и вроде как неожиданный финал, а в начале – краткий обзор предыдущих серий с обязательным «Previously on Alone in the Dark» (в лучших традициях небезызвестного и невероятно затянутого сериала Lost, названного нашими остроязыкими прокатчиками «Остаться в живых»). Затея, конечно, любопытная, и в целом она удалась, хотя неожиданная концовка встречается лишь единожды – только в этом тексте вам её не раскроют. Ах, да: в Alone in the Dark при наличии двух разных концовок хэппи-энда не предусмотрено. Всё предельно мрачно и готично.
Порой игра дословно цитирует триллер «Мгла», снятый по одноименной книге Стивена Кинга. Помнится, фильм завершала замечательная композиция, как выразился режиссёр картины, Фрэнк Дарабонт – «реквием по роду людскому»; так вот, в Alone in the Dark звучит невероятно похожая музыка. На этом совпадения не заканчиваются. Персонажи фильма для защиты от угрожающих обитателей тумана используют подручные средства: в частности, подожжённую швабру и самодельный огнемёт на основе аэрозоля. Эдварду Карнби не раз придётся проявлять техническую смекалку, чтобы выжить.
Эдвард Руки-Крюки
Eden Games, видимо, решили сделать ставку не столько на увлекательность геймплея, сколько на его необычность. Первоочередную роль в этом играет управление – используя вид от третьего лица, стандартной раскладкой WASD мы управляем перемещением героя, в то время как мышь отвечает за движения руками. Скажем, берёте стул (а вооружиться в Alone in the Dark можно практически любым хламом, который не прикручен к полу), тащите "грызуна" на себя – Эдвард подымает оружие над головой, если вбок, то и протагонист повернёт туда же. Бить можно из любого положения, но хороший замах позволяет ударить гораздо эффективнее. Толкая мышь вперёд, вы и орудие выставляете вперёд – таким образом удобно поджигать сгораемые предметы (огонь здесь старается распространяться согласно законам физики: перекидывается с объекта на объект, а охваченная пламенем древесина через некоторое время осыплется углями; если у вас в руках горящая швабра, то рано или поздно она обожжёт руки – придётся её выбросить).
Однако огонь проще и быстрее добыть с помощью мелких подручных материалов. К примеру, тот же пресловутый самодельный огнемёт справится с неслабой толпой настырных зомби (куда ж без них), а бросок бутылки горючего с последующим выстрелом в неё в пижонском рапиде превращает самую мирную обстановку в огненный ад. В конечном счёте, баловаться мебелью и другими инструментами банально не нужно с тех пор, как вы щедро омоете обойму патронов керосином либо водкой – после такой нехитрой процедуры пули хоть и останутся дурами, зато пламенными, а здешние монстры наотрез отказываются возвращаться в преисподнюю без активного применения огня. В принципе, выше были перечислены ВСЕ полезные комбинации объектов: горящие пули, «весёлые бутылочки», огнемёт а-ля «Очумелые ручки». Остальные извращения над привычными предметами обихода пользы в целом не дают, они легко заменяются одним из вышеперечисленных агрегатов. Кому-то покажется забавной возможность окропить паркет бензином, растерзать посередине пакет с донорской кровью (так вот зачем мы её сдаём! Хорошо хоть деньги платят) и сжечь дотла охочих до эритроцитовой жидкости жучков. Но зачем, если ряды павших собратьев будут пополнять новые насекомые ровно до тех пор, пока Эдвард не соизволит истребить логово этих мерзавцев? А можно продырявить бензобак у автомобиля, проехать немного, поджечь полученную лужицу и наслаждаться взрывом (что особенно приятно, принимая во внимание отличную графику – помимо великолепных языков пламени и гипнотически сверкающей воды стоит отметить анимацию персонажей и их лицевую мимику; не Heavy Rain, но всё же на уровне).
Фокус в том, что играть в симулятор любопытного пионера придётся много и со вкусом – в частности, когда товарища Карнби надоумят сжигать так называемые Корни Зла, дабы раскрыть – пардон – страшную тайну. По парку разбросано немало Корней, посему Эдвард вынужден, прикидываясь Нико Беличем, угонять машину за машиной. По закону подлости подавляющее их большинство брошены без ключа зажигания и с наглухо запертыми дверьми. Готовьтесь бить стёкла и замыкать накоротко разноцветные провода. Ожидаемо, заводить двигатель необходимо в процессе простенькой мини-игры, дающей недремлющим зомби прекрасную возможность вытряхнуть наглого детектива из уютной кабины, чтобы навешать тому богатырских пинков. К последним эпизодам подобное безобразие надоедает до зубного скрежета. Но даже если бедняга втопит-таки педаль газа в пол, это не спасёт его от наиболее опасного противника, кроме кривого управления: от отвратительно смоделированной физики транспортных средств хочется выть волком, особенно когда машину облепила стая беспардонных летучих мышей, охваченных жгучим желанием поднять колымагу под облака и отдать её во власть всемирного тяготения.
Конечно, механика игры требует специфического управления. Видимо, из-за полного отсутствия у индустрии опыта в подобных проектах, к выкрутасам протагониста необходимо долго привыкать, чтобы потом чертыхаться от его же невменяемости. Двигается Эдвард неотзывчиво, с некоторым запозданием: давите на «А» слишком мало, и детектив почти не поворачивается; выбиваете из кнопки последний дух, и главный герой крутится вокруг своей оси словно юла. Чувствительность мыши либо слишком низкая, либо наоборот. С машинами похожая ситуация, помноженная на диковатую физику. Эти неприятности умудряются испортить впечатления и от сочной атмосферы, и от увлекательного игрового процесса, и от мини-игр.
*****
Возрождение, безусловно, удалось. Умельцы из Eden Games не поленились и в корне поменяли геймплей, основательно прогнивший со времён самой первой части, не побоялись совершить эксперимент. Пока ещё не заметно, имеет ли оригинальная задумка право на жизнь: её шлифовка отнимет уйму времени и будет стоить многим проектам громкого провала. Зато когда идеи свободного геймплея займут своё место и их реализация поднимется до достойного уровня… А покамест Alone in the Dark заставляет вспомнить Crysis, где концепция игры-песочницы развёрнута старательно, но неправильно. И творение Crytek, и AitD – это взгляд в светлое будущее компьютерных игр, и первый шаг туда.
Вывод: чтобы одолеть Alone in the Dark, потребуется немало терпения и нервов. Однако игра стоит свеч – такие оригинальные и интересные проекты выходят редко. Не упустите момент.
Реиграбельность: нет
Классный сюжет: нет
Оригинальность: да
Легко освоить: нет
Геймплей: 10/10
Графика: 9/10
Звук и музыка 10/10
Интерфейс и управление: 8/10
Итого: 9,5/10