|
Игрок
Регистрация: 16.06.2005
Сообщений: 594
Репутация: 261
|
Психологический триллер "Бессонница" - одна из первых работ ныне весьма популярного и уважаемого режиссёра Кристофера Нолана. Тем не менее, в данном конкретном случае придётся обойтись без дифирамб и громких слов. Дело в том, что "Бессонница", даже принимая во внимание тот факт, кто её снял, является типичным примером телевизионных триллеров, то есть, иными словами, продуктом второй свежести. И хоть уровень фильма на сей раз невысок, зато Нолан обыгрывает его с необычайным мастерством и свойственным ему школьным прилежанием.
В наличии у "Бессонницы" имеются старый, как мир, сюжет, шаблонные типажи (честный полицейский, его молодая напарница-ученица и малость съехавший с катушек убийца), предсказуемая концовка и слабенькая, едва поддерживаемая интрига. Работая с таким откровенно подгнившим материалом, Нолан всё-таки умудряется накручивать саспенс. В этом ему помогает приём, вынесенный в название фильма - бессонница. Привычная детективная история здесь подаётся в подчёркнуто тягуче-сонливой манере, передавая таким образом все ощущения, которые испытывает главный герой, страдающий от невысыпания. Чем дальше Нолан углубляется в повествование, тем больше происходящее становится каким-то туманным и далёким, действия окружающих смазываются, а герой, кажется, вот-вот не выдержит и заснёт на месте. Также местную депрессивную атмосферу хорошо дополняет место действие картины - маленький городок на краю Аляски, где недавно начался период полярных дней.
Любопытно, что уже в 2002-ом году Крис Нолан не на шутку заинтересовался темой хороших и плохих людей. В "Бессоннице", правда, он не исследует взаимопроникновение и взаимозависимость добра и зла, а основывает сюжет на классическом допущении "а что если?". А что если убийца случайно, совершенно того не желая убил свою жертву? А что если честный полицейский ненароком выстрелил в напарника, не разглядев его в густом тумане? Можно ли одного и другого считать убийцами? Или это просто несчастный случай? На все эти и другие вопросы Нолан вместе со своими подопечными персонажами пытается дать ответы. Режиссёра интересует здесь пресловутая "серая зона", где полицейский и убийца имеют общие точки соприкосновения. Стоит, однако, отметить, что до Нолана, в Голливуде уже успели порассуждать на эту тему - достаточно вспомнить хотя бы шедевр Дэвида Финчера "Семь".
Актёрская игра в фильме очень средненькая. Ни одному из актёров (актрис) не удалось создать многогранный, мощный образ, хотя, согласитесь, сценарий и проблемы, которые затрагивает фильм, этого требуют. Аль Пачино всего-то достоверно передал состояние человека, мучимого бессонницей. Робин Уильямс в образ психопата полностью не вложился, в результате чего злодей у него получился не очень интересный. Хилари Суонк так сильно погрязла в шаблонности своей героини, что её игра просто потерялась.
И всё же один раз посмотреть "Бессонницу" можно. Из удручающе вторичного материала Кристофер Нолан попытался выжать максимум (хоть актёры и не заразились его энтузиазмом). К тому же, уже в этом фильме начал проглядываться фирменный почерк режиссёра, которым впоследствии будет восхищаться весь мир.
7/10
|