3. Оформление
Обиднее всего, когда до цели уже рукой подать, но что-то мешает ее достичь.
Я лежал в кустах и глядел в перекрестие самолично прикрученного к «Обокану» оптического прицела. Собственно, целился я не для того, чтобы кого-то убить, а по той простой причине, что бинокль не взял. Мне надо было издалека видеть происходящее на территории бывшего НИИ «Агропром».
А происходил там большой переполох. Военные сновали туда-сюда, о чем-то переговаривались, названивали кому-то по телефону. Из тех реплик, что мне удалось расслышать, я сделал следующий вывод: у них там умыкнули некие ну очень важные документы.
Не идиоты ли? Как говорится, после драки кулаки – в карманы. Теперь-то чего дергаться? Все, помахайте ручкой вашим бумажкам. Сомневаюсь, что укравший их неимоверно туп и не затаится где-нибудь на пару недель.
Только вот эти полудурки мешали мне на Болото прорваться. Тут везде прожекторы (ну день же!..), все подходы охраняются. Не проскользнуть. По кустам? Ну, вот я в них и засел. А до другого кустика, до ближайшего, метров сорок. Не прокатит.
Мм-да, дела. Возвращаться, что ли? И топать к Болоту через Дикую территорию и Янтарь… Вот еще, крюк такой делать. Прорвемся!
А как?
Ну, вообще-то есть одна мыслишка… запасной план, так сказать. Подземелья.
Вон до того люка добежать не составит труда, метров десять всего. Спускаюсь и как можно быстрее пересекаю подземелья «Агропрома». Но загвоздочка, естественно, есть, а то как же без нее…
Не было у меня карты подземелий. А без нее заплутаю…
А, черт с ним. Не раз уже по неизвестным местам гулял.
Я напрягся, чтобы при первой же возможности быстро стартануть с места. Так, так… всего один часовой у ворот, все разбрелись… ну, проваливай, чего встал…
Снять его, что ли?
Не… Глушителя у меня нет. А как выстрелю – сразу толпа сбежится. Тут уже и в подземелье не сунешься.
Значит, ждем.
Ну и скотины же эти военные!
Часовой зевнул. Посмотрел на часы. Повертел автомат в руках. Пофигист чертов…
И когда я уже готов был взвыть от злости, солдатик таки отлучился по делам. Ну а мне того и надо было.
Никто не заметил, как сталкер-одиночка – я, то есть – прошмыгнул через ворота к люку и спустился в подземелья. Так, отлично.
Очутившись в подземном коридоре, я осторожно, стараясь не топать, двинулся к противоположному его концу. А там уж мне свою челюсть с пола поднимать пришлось. Потому что увиденное мной было трупом контролера. Свежим.
Надо полагать, тут паровой каток прошелся. Ибо не каждый сможет убить одну из самых опасных тварей Зоны. И хорошо, если этот каток уничтожил в подземелье все живое, а сам куда-нибудь ретировался.
Я спустился по винтовой лестнице, перешагивая через трупы военных. Черт возьми… может, я не прав, но, кажется, здесь побывала химера… Хотелось надеяться, что это не так. Или что ее здесь больше нет. Иначе…
- О-оу, - предупредил меня ПДА.
Зараза, что ж ты верещишь на все подземелье!..
Вот как всегда. Забыл звуковое оповещение выключить – и обязательно кто-то сообщение додумается прислать…
Ну и что там?
«Погиб Семецкий». Захотелось матюгнуться.
Говорят, хорошая примета, если Семецкий погибает. Ничего такого не замечал. Хотя плохого после такого сообщения и вправду обычно не происходило… да вот только и хорошего тоже. Так себе, нейтрально все шло.
А, в принципе, что мне еще сейчас надо? Лишь бы подземелья благополучно преодолеть…
Стало быть, движемся дальше. А дальше был почти прямой коридор. Вот такие я не люблю. Если кто выбежит да пушкой размахивать надумает, то прятаться и негде. Но – обошлось. Свернув налево и миновав еще один коридор, я стал подниматься по лестнице.
Снова поднимаюсь? Хорошо бы, если это значит, что подземелье заканчивается.
А так и было! Я немного попетлял и увидел люк с лестницей. Воздуха!..
Ух. Кажется, все. Повезло, что всех уже поубивали там, внизу. Оставалось только аномалии обходить, что я и делал с помощью детектора. И вот я снова на поверхности, что радует…
«Ну, здравствуй, Болото Зоны», - хотел сказать я, когда сзади меня начали поливать свинцом. Уроды, и здесь они… Перекатом я ушел в сторону и спрятался за деревом.
Эти вояки, похоже, пол-Зоны решили прочесать. Что же, прямо настолько важные документы?
Задолбали, чесслово! Отстреливаться буду.
Я осторожно высунулся из-за дерева и глянул в прицел. Оп-па! Толпой прут, гады. Нет, так не пойдет. У меня патроны не бесконечные…
Короткими перебежками, значит. От дерева к дереву. Я отошел от НИИ уже, наверное, на километр, когда вояки отвязались. Переведя дух, я потопал дальше. Все, Нижние Болота уже. Я достал карту Доктора и прикинул свой путь. Ага, понятно… Пока идем прямо. Первая вешка – камень. Ну, да, камень. Много ли на Болоте камней? Вот, один-единственный. Надо дойти до него и на северо-запад повернуть.
Камень обнаружился достаточно быстро. Я немного вправо ушел, но Болота же равнинные, и камень вдалеке я увидел. Дошел до него. Странный какой-то, и чего он посреди Болота стоит? Ну да ладно, хорошо хоть вешкой подрабатывает. Я сверился с компасом и пошел ко второй вешке. Ею был куст чернобыльских ягод. Попробовать их я не отважился и пошел на север.
А вот и третья вешка. Выложенная досками дорожка – по ней и надо пройти, а затем пройти чуть восточнее. Зачем? Понятия не имею. Но раз Доктор поставил следующую вешку восточнее, значит, есть, что обходить. Я не рискнул идти напрямик.
Доски выглядели только что привезенными с Большой Земли и положенными здесь, хотя, полагаю, на самом деле этой дорожке уже не один год. Зона вообще странно относится ко всему, что попадает в нее извне. Одни предметы она невероятно быстро старит и рушит, другие, напротив, месяцами оставляет в целости, сохранности и неприкосновенности. А третьи вовсе делает частью себя. Помню я один холодильник…
Однажды мы с Апом вынуждены были пережидать выброс в Мертвом городе. Мы, вообще-то, планировали вернуться за день до него, но так уж карта легла, что мы никак не успевали. Пришлось забраться в подвал одного из домов. Там еще холодильник стоял, видимо, с самого восемьдесят шестого. Ап в шутку забросил в морозилку консервы. Наутро банка оказалась полностью вморожена в ледяной кубик. Ага, ровненький такой кубик, в мультфильмах в подобных изображают вытащенных из проруби людей. Ап, надо сказать, прифигел. Глупая шутка Зоны…
Я дошел до конца дощатой дорожки и повернул на восток. Там должно быть поваленное дерево, от которого потом до-о-олго пилить на север до последней вешки.
И вот интересно, что вообще на Болоте делает дерево и почему повалено? Очень уж оно удобно в качестве «чекпоинта», а других деревьев я здесь не наблюдаю. Специально его сюда, что ли, приперли?
В общем, черт его разберет, это дерево. Главное, что на месте лежит. И на том спасибо. Я скинул рюкзак и присел на самую крупную ветку.
Первым делом я достал из рюкзака две обоймы и пристроил их в одном из отделений на поясе - я на Свалке успел немного в бандитов пострелять. Затем достал саморазогревающиеся консервы и отобедал. Открыл фляжку и сделал ровно пять глотков. Нынче в Зоне с питьевой водой напряженка.
Решив лишний раз не облучаться, я оставил артефакты в контейнерах на дне рюкзака и потопал на север. Не забывая проверять по компасу, туда ли я, собственно, иду, я шагал уже второй час. На горизонте показалась последняя вешка. Она-то уж точно была искусственной – деревянный столбик с табличкой «1». И если идти от Доктора, это действительно первая вешка.
Все, теперь пару километров на северо-запад – и вот он, дом на Болоте. Стоп, а это еще кто?
Совсем парень из ума выжил. По Болоту с фотоаппаратом прогуливается… Он не зомбак, случаем? Слишком уж странное поведение…
Я остановился и раздумывал, не подойти ли к нему, когда он вдруг шлепнулся на землю. Блиииин, его какая-то болотная сволочь в бочаг тянет!
Я рванул к нему. Глупый, блин, по сторонам совсем не смотрит! Ровесник, вроде бы (во всяком случае, мне так показалось), а элементарных вещей не понимает! Осторожнее надо быть в Зоне!..
Я подбежал к бочагу, лег на живот и сунул руку в воду. Вряд ли сейчас это поможет, его уже, наверное, на глубину затянуло…
А вот и ни фига! Я схватил покрепче его руку и что было сил потянул наверх. Зар-р-раза, эк вцепилась-то… голодная, наверное.
Парень вынырнул, но, видать, испугался слишком, и отпустил меня.
- Держись! – рявкнул я.
А потому что нечего раскисать! За свою жизнь надо бороться до последнего! Вот благодаря таким убеждениям я до сих пор жив, и зовут меня в Зоне Фениксом…
Я вытащил парня на поверхность, вытащил из кармана складной ножик, подаренный мне братом Полины на День рождения пять лет назад, раскрыл его и обрубил щупальце, тянувшее незадачливого сталкера на глубину. Впрочем, какого, к черту, сталкера?! У него оружия даже нет! Один гребаный фотоаппарат!
- Спасибо, - прохрипел парень, закашлявшись.
Я убрал нож и похлопал горе-фотографа по спине. Да чего ж ему вообще в Зоне понадобилось?..
- Да пожалуйста, - ответил я, задумавшись о его мотивах. – А ты кто такой вообще?
- Я… Фотограф, - смутившись, сказал он.
- Кто?
- Фотограф.
- И что ж ты фотографируешь?
- Зону.
Замечательно. Псих он, что ли? Или Зоной долбанутый?
- На фига?
- Что – на фига?
- На фига ты Зону фотографируешь?!
- Чтобы вспомнить.
- Чего вспомнить?!
- Ну… длинная история.
- Ты псих? – напрямую спросил я.
- Да пошел ты… Я не помню ни черта.
- То есть как?
- Блин! Ну вот так! Амнезия. А когда фотографирую… бывает, вспоминаю что-то.
Я уставился на него:
- За придурка держишь?
- Ты надоел уже!..
- Надо было попроще легенду выдумывать.
- Это правда. Идиот… - махнул он на меня рукой и побрел куда-то.
- Эй, стой!.. Куда? Опять в бочаг плюхнешься.
- Внимательнее буду.
- Ладно, релакс. Серьезно, что ли, амнезийный?
- Ну, - кивнул он.
- А что нибудь хоть помнишь?
- Что-то вспомнил.
- Когда фоткал?
- Да. Ну, бывает, смотришь на фотографию – и что-то типа дежа вю. Вот и у меня похожим образом. Иногда всплывают эпизоды…
Хм, интересно. Если правда. Ладно, с этим попозже разберемся.
- Куда шел-то?
- Говорю же, просто по Зоне хожу, фотографирую, вспоминаю.
- Тогда идем.
- Куда?
- Со мной?
- Зачем?..
- Следить буду, чтобы не сожрала тебя дрянь какая-нибудь.
- А…
- Я к Доктору забегу, потом еще немного по Болоту погуляю. Успеешь все пощелкать, успокойся.
- Да я… это..
- Н-ну?
- Мне теперь за тобой таскаться, что ли?
- Таскайся, пока я добрый. Нехорошо будет, если помрешь. На кой ляд я тебя тогда из бочага тащил?
Парень покусал нижнюю губу, посмотрел на мня и кивнул.
- Мне тебя так и называть, Фотографом? – спросил я, глянув на компас.
- Называй. Все равно я своего имени не помню.
- М-да, неприятно.
- Вроде того. А ты тогда кто?
- Феникс я, пошли. А зачем ж ты в Зоне фотографируешь? Здесь типа лучше вспоминается?
- Нет, просто я очнулся в Рыжем лесу с фотоаппаратом, и ни фига не помнил. Куда ж мне идти, если я не знаю, где мой дом? Вот и остался в Зоне. Я вот думаю в бар устроится на работу… а то приходится порой артефакты собирать. Кушать-то хочется, - невесело усмехнулся мой попутчик.
- А кем ж ты там работать собрался? Полы мыть будешь?
- Не. Можно фотографиями оформить Бар покрасивее.
Я даже притормозил:
- Интересная идея.
- Только Бармен, боюсь, не оценит.
- Это почему?
- А зачем сталкерам оформление? Вы ж в Баре не фотки будете разглядывать, а водку глушить.
- Ну, не скажи. Я бы не отказался. Знаешь, когда месяцами пропадаешь в Зоне, хочется чего-то такого… домашнего, что ли. Чтоб создавало ощущение, будто ты на Большой земле. А в Баре что? Голые стены, старые столы. Хоть бы на пол чего постелили…
- То есть, думаешь, прокатит?
- А чего ж не прокатить-то? Я на месте Бармена тебе и заплатил бы прилично…
- Да даже если и так. Это на один раз работенка. А дальше что?
- А ты цену загни. Много ли в Зоне дизайнеров?
- Тоже верно…
- В Рыжем лесу, говоришь, очнулся? – после небольшой паузы заговорил я.
- Ну, да.
- Под Радар, наверное, попал.
- Подо что?
- Ну, под пси-излучение.
- Чего? А на хрена оно там?
- Да чтобы не перлись все вглубь Зоны.
- Ага, чтобы память теряли, то есть? – скептически уточнил Фотограф.
- Видимо, да.
- И кому ж это надо?
- Хозяевам Зоны…
Совсем парню память отшибло.
- А кто они?
- Никто не знает. Говорят, правда, что группа ученых, засевших в ЧАЭС...
- Как-то все путано. Зачем им?..
- Согласен, - кивнул я. – Ну знаешь же, людям свойственно объяснять то, что они не могут объяснить научно, более доступными для понимания способами.
- Психология, чтобы ее.
- Да уж. Стой! – резко остановил я спутника.
- Чего? – занервничал он.
- Кабан. Иди дальше, только осторожно. Я его прибью.
- Кабан?..
- Ага. Иди, иди!
Кстати, да. Какого лешего кабан на Болоте забыл?
- Да иди ж ты! – повысил я голос.
На этот раз Фотограф повиновался и, кажется, стал потихоньку отходить.
Я сделал один выстрел в сторону кабана, предупреждая его. Если не голодный – не сунется, знает уж, наверное, что такое огнестрельное оружие. А вот если голодный… Что ж, тогда еще стрелять придется.
Эта скотина оказалась голодной и ломанулась в мою сторону. Подпустив кабана немного поближе – расстояние все-таки желательно сократить, - я вдавил курок. Я даже не экономил патроны и тратил всю обойму за одну очередь. Тут уже не до экономии, протаранит, свинья такая.
Вспышка.
Я быстро обернулся. Какого черта?!
- Какого черта?! – проорал я.
Фотограф пожал плечами, растерянно улыбнувшись, и еще раз нажал на кнопку. Вспышка. Кабан мотнул головой и резко затормозил. Что за?..
Я в полном замешательстве наблюдал за кабаном, который вертелся на месте, словно ничего не видел. Это что же, его вспышкой ослепило?
Бред какой-то.
Я навел ствол на ослепшую животинку и нажал на курок. Щелкнуло. Упс… Я, немного занервничав, поменял обойму и добил кабана.
- Спасибо, конечно… - я подошел к Фотографу. – Но в следующий раз лучше слушайся, ладно? Эй? – я пощелкал пальцами перед носом спутника. – Ты чё?
Выглядел парень неважно. Он стоял, покачиваясь, и глаза у него были какие-то стеклянные, будто он смотрел, но не видел.
- Э-э-эй!.. – я подхватил его, когда он начал падать.
Я поставил его на ноги, но стоял он нетвердо.
Чё делать?
Фотограф вдруг обрел нормальный взгляд, но схватился за голову так, будто она раскалывалась надвое, а он пытался соединить половинки. Я подождал, пока он очухается, и испуганно спросил:
- Ты это чего?
- Я… вспоминал.
- А-а. А это ты всегда так вспоминаешь?
- Как?
- Ну, стоишь как обдолбанный, ни черта не понимаешь…
- Да у меня мозги каждый раз после этого кипят!
- Предупреждать надо, - покачал я головой. – Я уж думал, ты помирать собрался.
Фотограф фыркнул:
- Не дождешься.
- Ладно, - усмехнулся я. – Идем уже.
А когда мы подошли к дому Доктора…
- Блин, ну ни хрена себе хата! – прибалдел Фотограф.
- Доктора.
- Дорогущая, наверное… блин, мне б такую! А чего ж он на Болото забрался-то с такими-то деньжищами?
- Чтобы всякие штыри не донимали.
- Чего?.. – не понял мой спутник.
- Потом расскажу, - отмахнулся я и постучал в массивную дубовую дверь. – Доктор!..