S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky
Жанр: Action
Разработчик: GSC Game World
Издатель: Deep Silver
Издатель в России: 1C
Официальный сайт игры: http://cs.stalker-game.com
S.T.A.L.K.E.R. стал самой известной игрой в мире, произведённой в СНГ за последние годы. Атмосферные трейлеры игры вперемешку с записями разработчиков об их поездках в Зону отчуждения, всё это должно было здорово напугать западных геймеров. Получилось или нет, тем не менее «игра про ЧАЭС» здорово заинтересовала не только российских игроков, но и западную публику. Уже задолго до выхода игры вокруг S.T.A.L.K.E.R образовалась огромная армия фанатов, после же долгожданного релиза многие фанаты разочаровались в игре, которую ждали слишком долго. Украинские работяги из GSC, решив исправить ситуацию, заявили о выходе приквела. К счастью история с многолетней разработкой не повторилась.
Другая Зона
Сюжет приквела стартует за три года до событий Shadow of Chernobyl. Нового главного героя – наёмника Шрама, застаёт врасплох сильнейший по мощности выброс. Каким-то чудом Шраму удаётся выжить. Его находят сталкеры из группировки «Чистое Небо». Вскоре выясняется, что у наёмника иммунитет к выбросам, но, тем не менее, его нервная система разрушается после каждого нового выброса. Остановить выбросы и соответственно разложение мозга можно лишь, устранив первопричину.
Как бы ни удивительно это выглядело, но основная цель Clear Sky полностью идентична главной миссии Shadow of Chernobyl. Шраму позарез нужно убить Стрелка, ведь именно он – злостный любитель проникать в центр зоны. Из-за присутствия инородных объектов в области ЧАЭС Зону сильно подташнивает, вследствие чего выбросы происходят всё чаще и чаще. В итоге погони за Стрелком всех ждёт невнятная концовка (в этот раз всего одна), раскрыть смысл которой сможет только игрок, видавший истинный конец Shadow of Chernobyl. Единой целой сюжетной линии почти не чувствуется. Сначала мы гоняемся за Клыком, потом за Стрелком. Сценарий слишком слабый, из-за чего его приходится растягивать при помощи посторонних сюжетных линий, хоть как-то удлиняя игру. Несмотря на это приквел проходится всё равно в разы быстрее, чем оригинальная игра. К сравнению в Shadow of Chernobyl Мечёному приходится в обязательном порядке четыре раза спускаться в подземелья, в Clear Sky только один раз.
На трудном пути Шраму не обойтись без помощи. Одним из таких помощников станет Лебедев со своей группировкой «Чистое Небо». Отсутствие «ЧН» в S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl объясняется тем, что группировка скрывается от всего мира, потихоньку изучая Зону в одиночку. «Чистое Небо» разместилось на радиоактивных болотах где-то на краю зоны. Разработчики вдоволь поработали над главной базой этой группировки. Странно лишь, что только тут можно услышать парочку новых анекдотов, остальные группировки рассказывают старые, слышанные нами во время посиделок у костров в Shadow of Chernobyl.
Многие сталкеры как и раньше и день и ночь сидят у костров, едят колбасу, хлеб, попивают водочку, играют на гитаре, потом опять едят колбасу, хлеб, попивают водочку, играют на гитаре… такой вот вечный круговорот.
После сильнейшего выброса, с которого начинается игра, зона изменяется до неузнаваемости. Условия выживания в зоне становятся жёстче. Появляются новые аномалии, и даже целые скопления электр, мясорубок и других опасных аномалий. Главным номером, несомненно, является аномалия – портал. Жалко лишь, что она встречается очень редко. Выбросы теперь происходят чаще, радует, что теперь все выбросы кроме трёх сюжетных происходят совершенно случайно. Система новых выбросов может сильно обрадовать только игроков, не игравших в AMK Mod для оригинального Сталкера. Там выбросы происходили по расписанию, а не как только игрок заходит на новую локацию. Прятаться можно было везде, где есть надёжная крыша над головой, а не в строго определённых разработчиками местах. Прятался в AMK моде не только сам игрок, но и все NPC, здесь каким-то тайным образом во время выброса исчезают совершенно все Сталкеры, а по окончании выброса разом появляются, как будто из под земли. Усложнился в Чистом Небе и поиск артефактов, теперь их просто так не возьмёшь. Мало того, что все артефакты находятся внутри аномалий, так ещё без детектора их и не найдёшь. Несколько видов детекторов отличаются по стоимости и по способу обнаружения артефактов. Поймав на радаре артефакт, требуется подойти к нему как можно ближе, чтобы детектор смог его активировать. Артефактов по сравнению с «Тенями Чернобыля» теперь совсем мало, и охота за каждым из них это опасное и захватывающее приключение. Такие серьёзные усложнения поиска артефактов не отсались без последствий, каждый артефакт в Clear Sky действительно полезен и стоит больших денег.
Сильный выброс открыл дороги в ранее закрытые места, в связи с этим Шраму на растерзание выдаётся четыре новых локации: громадные Болота, неимоверно опасный Рыжий Лес, конкурент Припяти – Лиманск и разрушенный Госпиталь, локация небольшая, но запоминающаяся. Вместе с этим серьёзно изменились и старые локации, появилось больше проходов между ними. И всё бы хорошо, если бы разработчикам не вздумалось вырезать несколько старых прекрасных локаций, теперь на карте зоны они показаны как размытые пятна. Из-за таких отрезанных кусков масштаб зоны остался таким же, как и раньше. К новым локациям тоже можно придраться. Например, Лиманск в отсутствие Припяти, выглядящий великолепно, по сути, является одним большим коридором, один шаг влево, два в вправо, повсюду торчат не пробиваемые заборы и другие препятствия. Складывается ощущение, что ты играешь скорее в Doom 3, чем ходишь по городу.
Скрытый текст:
[/i][/b]
В Clear Sky можно встретить много старых знакомых, например торговца Сидоровича...лысого.
Монстры в этой изменившейся зоне отходят на второй план. Частенько возникает ощущение перенаселения, свободного места для мутировших животных становится меньше, повсюду люди. Теперь за всю игру в обязательном порядке вы только раз встретите кровососа, раз контроллёра и раз псевдогиганта. Новых монстров считай, нет, пси-собака, создающая поддельные копии монстров, и кровосос, утаскивающий врагов высоко в небо встретятся вам от силы три раза. С оружием тоже практически не произошло никаких изменений, весь арсенал, кроме охотничьего ружья (вырезанного в своё время из Shadow of Chernobyl), перекочевал из предыдущий игры про сталкеров. Зато оружие, как и броню можно модифицировать и ремонтировать. Различные апгрейды могут превратить даже самую слабую куртку, в серьёзный бронежилет, только готовьте деньги.
Война группировок.
“Живая зона, сталкеры, живущие своей жизнью всё это при помощи нового искусственного интеллекта A-Life” – обещали когда-то GSC. Все мы помним эти заявления, и прекрасно понимаем, что итоговый результат в S.T.A.L.K.E.R. Shadow of Chernobyl, мягко говоря, не соответствовал обещаниям разработчиков о чудесном ИИ. Того обещанного искусственного интеллекта мы похоже так никогда и не увидим. Украинские игроделы не вернули нам тот, дышащий жизнью ИИ, вместо этого они решили добавить в игру войну группировок, чтобы хоть как-то оживить мир игры. Благодаря ней STALKER здорово приобрёл в динамике, но немного потерял в атмосферности. На тех локациях, где происходит война группировок, Зона превращается в какой-то военный полигон, такое ощущение, что находишься на фронте, а не в зоне, входы в которую надёжно охраняются. Отряды сталкеров постоянно бегут захватывать точки, целый день напролёт звучит стрельба. Битва за контроль над территорией не прекращается ни на минуту. Игрок теперь волен вступить в любую группировку в игре, можно присоединиться даже к бандитам. Есть правда небольшие ограничения в виде того, что в большинство группировок нельзя вступить пока не пройдёшь половину главной сюжетной линии. Можно и вовсе не присоединяться ни к кому и быть гордым наёмником одиночкой. Только в таком случае вы потеряете возможность бесплатно получить броню группировки, останетесь без нескольких квестов, и не сможете поучаствовать в самой войне группировок. Вступив в группировку Шрам, сразу автоматически становится врагом конкурирующей стороны. Так, например, вступив в «Свободу», вы станете врагом «Долга» и наоборот. После вступления у вас почти сразу появится куча дополнительных заданий: помочь защитить или захватить ту или иную точку. Чем больше точек под контролем вашей группировки, тем больше у неё ресурсов, тем шире у торговца ассортимент. Приятно, что захватывать и удерживать точки вам придётся не одному, а в компании друзей, которые после очередной отбитой атаки всегда поделятся своими комментариями. Портит всю эту ситуацию хромающий на обе ноги искусственный интеллект, напарники, как впрочем, и враги частенько глупят, совершают на первый взгляд совершенно бредовые поступки. При этом они умеют обходить, прикрывать друг друга, в Clear Sky они вдобавок научились прятаться и стрелять из укрытий не хуже чем бойцы из Rainbow Six. Только узрев светлое пятно в интеллекте компьютерных болванчиков, понимаешь, что они ещё и страшно читерят. Враги, видящие через стены, приходящие к вам в укрытие во время перезарядки и смены оружия уже даже не удивляют. Гранаты… Геймерам после выхода Shadow of Chernobyl сразу не понравилось, что враги не умеют ими пользоваться. Сейчас многие из тех, кому тогда хотелось увидеть в STALKER гранаты, с радостью бы отказались от своих слов. В руках враждебных к вам сталкеров гранаты превращаются в самое опасное оружие. Точность, с которой враги кидают в вас лимонки, поражает. Такое ощущение, что в к оружию спутали параметры точности снайперских и гранат.
Да, война группировок не идеальна, над ней ещё работать и работать. Но даже в таком состоянии это, несомненно, важное положительное нововведение, оживившее мир игры.
Грязная сторона Чистого Неба
Неизвестно, что привело к такому результату, но играть в Clear Sky без патчей местами ещё труднее, чем в не безызвестную Gothic 3. И дело не в том, что тут есть не убиваемые кабаны (хотя гранаты можно считать местным аналогом), кабаны здесь как раз легко убиваются. Просто сейчас наверняка невозможно найти человека, у которого Чистое Небо ни разу не вылетела. У многих количество программных ошибок, несрабатывания скриптов, графических глюков, проблем с драйверами вышло за какой-то немыслимый предел. Первый патч, казалось бы, должен устранить самые критические ошибки, но нет. У некоторых пользователей число проблем после установки патча не только не уменьшилось, а даже увеличилось (!). На данный момент вышло уже четыре патча и большинство ошибок удалось устранить. Но первое впечатление было незабываемо испорчено. В купе с вылетами Clear Sky умудрялся тормозить на компьютерах, спокойно переваривающих Crysis на высоких графических настройках. Этому казалось можно найти объяснение, что, мол, Clear Sky действительно потрясающе красив. GSC добавили полноценную поддержку DX10, существенно поработали над освещением, сделали вменяемую воду, добавили объёмный дым и намокание и ещё кучу других продвинутых графических эффектов. Но даже в таком состояние графика Clear Sky никак не может соперничать с Crysis.
Заканчивая рецензию, остаётся упомянуть ещё о некоторых вещах. Во-первых, инвентарь. Разработчики зачем-то изменили и так нормальный инвентарь. Перемешали всё местами, усложнили индикатор радиации, из-за чего первое время можно ощущать лёгкий дискомфорт. Полностью был изменён PDA, он то, как раз в отличие от инвентаря требовал исправлений. Новый PDA куда более удобен, чем старый, но тоже не без минусов.
Неожиданное нововведение коснулось музыки. Теперь во время перестрелок включается музыка, которая вроде бы совсем не вписывается, зато здорово оживляет сражения. В барах различных группировок звучит весьма оригинальная музыка, а сталкеры выучили несколько новых гитарных композиций. Почему-то только в игру так и не вернули губную гармошку. Звуки, как и раньше не высоте, рёв монстров и выстрелы звучат убедительно.
Вывод:S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky всё ещё далёк от идеала. Несмотря на уникальность игры и на её плюсы, у неё ещё много нерешённых проблем. Ситуация же с состоянием игры на 22 августа вообще заставляет отнять от итоговой оценки пол балла. Играть рекомендуется только в игру, пропатченную минимум до 1.5.04.
Реиграбельность: да
Классный сюжет: нет
Оригинальность: нет
Легко освоить: да
Оправданность ожиданий: 70%
Геймплей: 8
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 7
Итого: 8.0