Рецензия пользователя ES19:
Command and Conquer Red Alert 2
Жанр: трэш-RTS
Разработчик: Westwood Studios
Издатель: Electronic Arts
Издатель в России: -
Локализатор: -
Официальный сайт игры: http://www.ea.com/official/cc/firstd.../redalert2.jsp
Эй, боец! Эй! Да проснись же ты, наконец! Подними свою голову и взгляни вон туда. На эти улицы, парки, небоскребы. Это Нью-Йорк, комрад. Второе сердце проклятого капиталистического государства под названием Соединенные Штаты Америки. И сегодня, мы наконец отомстим этим проклятым империалистическим свиньям за тот день, когда их танки прошлись по Красной площади. Мы покажем им истинную мощь нашей великой советской родины, разрушив их дома, дороги, памятники и сети общественного питания! Мы взорвем ко всем чертям Статую Свободы, пройдем маршем по Парк Авеню, и помоем сапоги в пруду Центрального Парка! Мы приведем мир к победе коммунизма! Фор комрад Льенин! Фор премьер Романоф! Фор маза Раша!
Нет, друзья, автор этих строк не одержим духом Иосифа Виссарионовича, не подвергался сеансам НЛП в застенках комитета госбезопасности и не состоит на учете в местной психиатрической лечебнице. Причина, по которой вся вышеизложенная буффонада вообще появилась в этом тексте, куда более проста - сегодня мы вспоминаем Red Alert 2. Утрите ностальгические слезы, RTS-ветераны, подсаживайтесь ближе, зеленая молодежь. Доставайте с пыльных антресолей гармошки, надевайте буденовки и присаживайтесь у нашего костра. Диар комрадс, мы начинаем.
Invasion has begun
Своими корнями сериал Red Alert уходит в еще одну линейку игр от Westwood Studios – Command and Conquer. Первая часть вообще задумывалась разработчиками как приквел ко всей истории про GDI, тибериум и Джо Кукана в роли самого харизматичного злодея за всю историю индустрии. В первом Red Alert Кейн неожиданно появлялся в статусе советника Сталина. Причем, происходило все это на фоне событий альтернативной Второй мировой, где место Германии занял неожиданно возмужавший Советский Союз. В самом конце игры Кейн убивал друга всех советских детей и предлагал укрыться в подполье на ближайшие пятьдесят лет. На чем, собственно, все параллели с C&C благополучно заканчивались. Ко второй части Westwood оставили все попытки связать вместе две разных вселенных. И если оригинал создавался с хоть сколько-нибудь серьезным лицом, то сиквел в этом плане получился его диаметральной противоположностью.
Сюжет Red Alert 2 – это такой безумный микс из мифов о Холодной войне, стереотипов о СССР и каких-то безумных фантазий самих разработчиков. Достаточно сказать, что тут в первых нескольких миссиях советская армия сравнивала с землей Статую Свободы (на самом деле, в силах игрока было этому помешать, просто никто особо и не пытался), громила Пентагон и возводила устройство психического контроля на площадке перед World Trade Center. Некто Йурий устраивал американским военачальникам промывку мозгов прямо по телефону. Эйфелева башня превращалась в оружие массового поражения. Низкобюджетные актеры с серьезными лицами зачитывали всевозможный бред в роликах между миссиями. В воздухе гордо реяли боевые дирижабли с серпом и молотом. Всем, включая игрока, было весело.
The Cold War is heating up
С точки зрения геймплея, RA 2 это такая олдскульная до последнего байта RTS. Со всеми полагающимися мероприятиями, вроде строительства базы или метаний харвестеров по всей карте в поисках наиболее злачных мест. Иногда, впрочем, стандартные «убей-их-всех»-задания разбавлялись полутактическими миссиями. Оные требовали от игрока хотя бы зачатков смекалки. Нас, как правило, выбрасывали на кишащую вражескими войсками карту, давали в распоряжение пару не самых мощных юнитов и радостно сообщали, что теперь нужно захватить разум Президента Соединенных Штатов. Играть в такое было едва ли не интереснее, чем следить за перипетиями сюжета.
Но, все же, весь заложенный в игру потенциал раскрывался только в skirmish-режиме и мультиплеерных баталиях. Это может звучать удивительно, применительно к 2,5-D картинке, но сражения в RA 2 почти всегда получались весьма и весьма зрелищными. При определенном раскладе можно было вообще выиграть карту за пару минут, имея на руках лишь базовый набор юнитов. Но если бой вдруг затягивался, то тут в ход шли все доступные средства. Где-то в дальнем конце карты танки «Апокалипсис» задавали жару морской пехоте США. Авианосцы (был в игре и флот) шли в бой против гигантских кальмаров. Боевые дирижабли с серпом и молотом продолжали гордо реять, время от времени скидывая бомбы на некстати подвернувшуюся солдатню. Вы, тем временем, отключали электростанцию противника и, пользуясь замешательством, слали ему горячий привет в виде оравы десантников. Финальным аккордом был обмен любезностями массового поражения, после которого соперники выглядели весьма и весьма потрепанными. Ну а потом исход битвы мог решить один удачно посланный грузовик с взрывчаткой.
И, конечно, нюансы. Множество мелких нюансов, которыми Westwood разбавили свою фирменную RTS-систему. Например, используя телепатические возможности Yuri, можно было захватить классический «school bus», набить его вооруженными лицами отнюдь не школьного возраста и пустить в сторону ничего не подозревающего противника. Связка Yuri-Crazy Ivan так и вовсе позволяла создавать уникальные боевые единицы, вроде шимпанзе с ядерным зарядом. Причем, это так, пара вариантов навскидку. Были еще и многофункциональные БТР, и вероломный захват вражеской базы отрядом безумных инженеров, и Chrono-SEAL - совсем уж дикое читерство.
Но самое удивительное здесь, пожалуй, то, что Westwood умудрились-таки выстроить баланс на почве всего вышеперечисленного. То есть, десять танков, посланные на вражескую базу со словами «а, да разберутся как-нибудь» вполне могли потерпеть крах, налетев на вражеские укрепления. Так что, порой приходилось придумывать какие-то тактические уловки, комбинировать юнитов. Иногда, правда, достаточно было просто сделать еще двадцать танков.
Red Soul
А теперь, друзья, самое главное. Формула успеха Red Alert 2 кроется не в красивых боях, бредовом сюжете и мартышках с ядерными бомбами. Все дело в том, насколько органично здесь переплетены все игровые элементы, насколько слаженно они друг с другом взаимодействуют и как грамотно друг друга дополняют. Выключите психоделическую музыку на заднем плане, останьтесь наедине со всеми этими позолоченными куполами и советской символикой на зданиях. Вы поймете, что без звукового сопровождения игра уже теряет частичку своего шарма. Пропускайте все видеоролики и увидите, как сильно теряется ощущение причастности к происходящему. То же самое происходит и с остальными элементами. Эту игру невероятно сложно запихнуть в стандартные рецензионные рамки и растащить на понятия, вроде «графики» или «звука». От этого все ощущение шедевра куда-то улетучивается, оставляя место холодному и расчетливому рецензированию.
RA 2 - удивительно цельное произведение интерактивного искусства, все детальки которого, кажется, работают на самую главную для любой игры вещь. Ту неосязаемую материю, которую мы зовем душой. А теперь прикиньте в уме, сколько RTS за последнее время обладали вышеуказанным фактором. На ум приходит разве что World in Conflict и… и все. Прямо скажем, не густо. Тем временем, рецепт того, как сделать отличную стратегию в реальном времени не прячут в пуленепробиваемом сейфе и не зарывают в лунном грунте. Он доступен всем и каждому. Главное, найти время и еще раз приобщиться к классике. Может, тогда этот мир и эта индустрия в частности станут на пару пунктов лучше.
Вывод:
Спрайтовые солдаты, дирижабли «Киров», дженерал Романофф, комрад Йурий и многое другое в бессмертном шедевре под названием Red Alert 2. Классика жанра RTS от патриархов из Westwood в свете выхода триквела вновь становится актуальной.
Реиграбельность: да
Классный сюжет: да
Оригинальность: нет
Легко освоить: да
Оценка: КЛАССИКА