|
Посмотрел с сыном "Историю игрушек". Гениальный все-таки мульт. Это уровень линдгреновского/янсеновского эталона детского произведения.
Он стоит особняком от пиковых американских шедевров мультипликации золотого века Диснея ("Король лев, "Красавица и чудовище", "Аладдин" и т.п) по некоторому своему " "приземленному" настроению.
Во-первых, это не красивая сказка, как "КиЧ" или "Алладин" и не сказочная трагедия, как "Король лев", но больше аллегорическая, реалистичная новелла. Уже название (буквально "Игрушечная история") имеет в себе этот низводящий до обыденного человеческого элемент - в таком же спектре, как "Обыкновеннео чудо" или "Маленький принц".
История сразу задает координаты абсолютного порабощения мироксоциума игрушек. Как у домовых эльфов из "Гарри Поттера". То есть члены имеют вполне себе обычное самосознание, но поступают исходя из парадигмы долга быть безвольными винтиками. Тут даже скорее не винтики, а верные вассалы/слуги, которые принимают свою природу и долг служения. И тут больше не некая "сословная" обязанность, но своеобразный долг "родительской" любви.
В это окружение попадает персонаж с бредом величия, у которого начинаются проблемы с самоидентификацией, и который переживает экзистенциальное падение с высоты своих иллюзий и принятие собственной участи.
Персонажи здесь не плоские сопливые доброхоты, но буквально пациент психбольницы и злобный завистливый фаворит.
В чем же соль? В избавлении от властвующих над личностью фантазий, в отказе от психоза, мешающего интегрироваться в нормальное существование среди себе подобных. Ты такой-же болванчик из пластмассы лампочек, не лучше и не хуже других. Контекст здесь больше даже не общечеловеческий, а скорее аппелирует к отцовству и обязанности абсолютной любви к детям. Все игрушки это понимают нутром. У Вуди же возникает страшная ревность, которая и является главным мотором сюжета.
Настоящие свершения начинаются с осознания База принадлежности к человеческому роду и всех прилагающихся ограничений, а Вуди - с победы над своей завистью и требования к бережному отношению к своей любви со стороны особо агрессивных индивидов типа Сида.
Настоящая свобода начинается с принятия тяжелых оков реальности, и тогда, если ты достаточно умен и энергичен, можно надеяться превратить эти оковы в трамплин для нечта грандиозного. Как братья Райт, приручив законы аэродинимамики, научили нас полету. Ну или, как База падению. Красивому падению в объятия своего "хозяина".
Сиквелы же (вторая и третья части) просто даже близко не уровень оригинала, просто симпатичные адвенчуры. В теретьей есть трогательный элемент родительского смирения перед взрослением (да и вступление там офигенное). Четвертая же гребаный шлак.
__________________
"Не хотите ли к нам присоединиться?" - спросил меня как-то знакомый, повстречав меня после полуночи в почти опустевшем кафе. "Нет, не хочу",- ответил я.
|