Turtano
Регистрация: 08.06.2005
Сообщений: 16,774
Репутация: 1711
|
Цитата:
Сообщение от rainwalker
Нет. Это полный бред. Иначе аргументируй.
|
Вы это сейчас предлагаете весь "Капитал" Маркса на трех пальцах пересказать?
Со времен Гегеля нормальным для образованных людей уровнем является владение диалектическим методом. Если отбросить всю шелуху с уточнениями, это означает две вещи: 1) умение размышлять о тезисе, даже если с ним полностью не согласен; 2) ВСЕГДА помнить что всё наблюдаемое и обсуждаемое есть результат некоторых предшествующих процессов и является причиной для некоторых последствий.
И вот с этих позиций можно сразу же сделать ряд выводов по поводу капитализма: - Базовое определение: капитал - это самовозрастающая (через прибыль) собственность. Есть формальная оговорка на добровольность, но это актуально не для всех отношений.
- Тезис о свободном предпринимательстве: в начальной стадии, когда предпринимательством заниматься может любой желающий (становление буржуазии), капитализм - это офигительно круто, свежо и прогрессивно (особенно по сравнению с феодальным или даже рабовладельческим обществом)
- Тезис о свободном рынке: в начальной стадии, когда произведенное совершенно точно купят сколько бы его не производили, когда рынок имеет ничем не ограниченную покупательную способность, - это офигительно круто и перспективно (особенно если вспомнить Ост-Индийскую торговую компанию)
- Тезис об убывающей предельной полезности: голодный Вася, имея возможность покупать пирожки по одному за раз, но без ограничений по количеству подходов, первый пирожок купит и съест с удовольствием, второй тоже и даже третий, но вот за пятым уже рваться не будет, а после семнадцатого начнет их просто выбрасывать. В экономике это наблюдение называется законом убывающей предельной полезности и работает вообще на все товары. И на деньги, потому что деньги - это тоже товар, который отличает от пирожков атрибут универсальности (деньги всем нужны примерно одинаково, в отличие от пирожков).
- Тезис о конечной денежной сумме: в пределах страны объем денежной массы ограничен, в пределах торгового пространства нескольких стран (во всем мире для современных условий) тоже. И дело даже не в том, есть или нет печатный станок - количество банкнот конечно, количество обеспечения для банкнот конечно (будь то золото, соль или валюта других стран - без разницы). Нельзя выпустить один гугол долларов и не обрушить при этом рынок, когда доллар просто никому не будет нужен в силу закона убывающей предельной полезности.
- Тезис об ограниченном рынке: закон убывающей предельной полезности и потолок денежной массы делают любой рынок для любой продукции ограниченным по покупательной способности. Даже с рынка брендовых товаров нельзя получить бесконечную прибыль, которой бы всем хватало. В начальной стадии капитализма, когда границы рынка где-то далеко за облаками, рынок можно рассматривать как свободный и это офигительно круто. Проблемы начинаются после начальной стадии, когда "затылок стучится" в потолок денежной массы
- Тезис о нечистой конкуренции: большое количество предпринимателей на рынке быстро изменяет их условия существования (диалектический закон о переходе количества в качество). В либертарианских учебника пишут, что это стимулирует конкуренцию и совершенствование товара, но... Есть ведь и альтернативные варианты: остановить его предприятие (пожар, забастовка рабочих, убийство и так далее - всем этим отлично регулируются криминальные рынки); запретить его продукцию (например, потому что его бананы с ГМО, бакалея порченная и злая ведьма за кассой). Очевидно что для запретов нужны люди в законодательных органах и так появляется лоббирование.
- Тезис о проплаченных сенаторах: лоббирование с течением времени становится всё более дорогим процессом. Очевидно, что его пытаются оптимизировать (так требует рыночное мышление), а значит нужно сделать так чтобы пролоббированный чиновник как можно дольше оставался у власти и способствовал принятию правильных решений. И из всех демократических актов вычеркивается нелепица о том, что народный избранник может быть отозван досрочно по любым "несерьезным" причинам (тем не менее оставляется лазейка, чтобы убрать зазвездившихся). Также начинается регулирование того что болтают в СМИ всех видов, фактически появляется цензура.
- Тезис о неизбежности регулирования рынка: лоббирование позволяет увеличить объемы рынка нужных товаров за счет вытеснения денежной массы из рынков других товаров. Не путать с рекламой, речь идет рынке, где покупателями являются социальные институты: здравоохранение, армия, образование и так далее. Банальный пример: чтобы продать больше истребителей (которые кроме армии нафиг никому не сдались), нужно чтобы покупатели не сомневались в их полезности, а значит нужен образ врага, которого остановят только вот эти истребители. Кто донесет это мнение до голосующих, чтобы обеспечить большинство при голосовании? Подконтрольные СМИ, разумеется. И вот бюджет начинают распределять иначе.
- Тезис о неизбежности монополии: капитал, как самовозрастающая собственность, в условиях ограниченного рынка рано или поздно доходит до уровня крупного капитала, осваивая минимум 60% долю рынка или больше. Проплаченные сенаторы помогут обеспечивать дальнейшее разрастание, даже если изначально законы этому препятствовали.
- Базовое определение: фашизм - это такая форма общества, при котором интересы крупного капитала ставятся выше любых иных ценностей и террор (угрозы физической расправы) не считаются зазорными.
Ну вот и скажите теперь, где тут и что не так? Что бредового в истории Третьего Рейха и США?
|