Менталитет
Очень рад, что прежде, чем я объяснил бы суть темы, все высказались:)
Теперь по сути. Разберемся с понятием менталитета.
Менталитет - (ментальность) (от позднелат . mentalis - умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
А вот статья по этому поводу (из книги Лурье С.В. "Историческая этнология"):
"Теперь обратимся к вошедшему в последние годы в широкое употребление слову “менталитет”...
Надо сказать, что понятие “менталитет” заполнило очень существенную лакуну в русском научном языке. Дело в том, что единственное слово, которым можно определить сразу и сознание и бессознательное — это слово психика. Но последнее имеет слишком явные медицинские ассоциации и поэтому в антропологической, социологической, исторической литературе не употребляется. В социологии был найден вполне парадоксальный выход. Слово “сознание” стало употребляться в том числе и в значении “бессознательное”. Все бесчисленные исследования экономического, экологического, политического и т.д. сознания по сути ставили своей целью исследование бессознательных установок. Употребление слова менталитет (которое не было в ходу у социологов, как более начитанных в зарубежной литературе) снимает эту двусмысленность. Однако слово “менталитет” имеет и другой существенный плюс. Оно в принципе может выступать в паре с понятием “традиция”, именно постольку, поскольку подразумевает подвижность, соотнесенность как с прошлым, так и с настоящим, возможность сколь угодно глубоких внутренних противоречий. В этом смысле можно сказать, что традиция выражается в менталитете народа, или точнее: менталитет — нематериализуемая составляющая традиции. В этом значении мы и будем его употреблять в курсе исторической этнологии.
Поскольку термин “менталитет” является новым, коротко остановимся на тех определениях, которые давали ему различные российские исследователи. Его всегда рассматривали как понятие динамическое. Так историки Л.Н. Пушкарев и А.А. Горский, пытаясь передать “понятие “менталитет” средствами русского языка, остановились на двух дополняющих друг друга терминах — “мировосприятие” и “самосознание”: первый из них подразумевает не только картину мира, существующую в сознании человека, но и активное восприятие включающее в себя и действие субъекта, обусловленные представлениями о мире, т.е. содержит элемент “двусторонности”: мир воздействует на человека, а человек в соответствии со своим восприятием мира строит свое поведение в нем; второй подчеркивает осознание человеком своего места и роли в окружающем мире и обществе”[[17]].
Кроме того, что не менее важно, менталитет понимается и как основа для самоорганизации общества, каркас для культурной традиции: “В образном виде менталитет можно представить строительной конструкцией, фундамент которой — сфера “коллективного бессознательного”, а крыша — уровень самосознания индивида. Структуру менталитета образуют “картина мира” и “кодекс поведения”. Поле их пересечений, очевидно, и есть то, что называют “парадигмой сознания””[[18]]. Мы не будем приводить это определение целиком, поскольку оно слишком усложнено и запутано. Однако направленность его ясна: речь идет о присутствующем в сознании человека стержне, который может при разных внешних условиях выступать в разных обличиях, но который является единым для всего этноса и служит как бы его внутрикультурным интегратором.
Более целостное и законченное, но необоснованное определение понятия “этнический менталитет” дает “Краткий этнологический словарь”. Здесь этот термин определяется как “свойственный данному народу склад мышления; представляет собой устойчивый изоморфизм (постоянство, неизменность, инвариант), присущий культуре или группе культур, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный; он не поддается изменениям под воздействием идеологического давления. Знание этнического менталитета имеет, в частности, значение для определения пропорций между эмоциональным и рациональным уровнем сознания и принятия этнической группой (в лице тех или иных ее представителей) решений, а так же меры в воспроизводстве ею дуальной оппозиции — противопоставления “мы” — “они”, “свои” — “чужие””[[19]]. Таким образом, под “менталитетом” понимается некий всегда неосознаваемый и устойчивый пласт психики, который включает в себя определенные мыслительные модели, Наличие таких неизменных мыслительных форм никем не было доказано. Само утверждение о наличие в психике слоя, содержащего какие бы то ни было неизменные парадигмы и присущего всем членам этноса требует особого обоснования. Однако и то, что указанные оппозиции относятся к неизменным, и то, что глубинные этнические особенности проявляются на уровне принятия решения группой отдельных индивидов, членов этноса, — нетрудно опровергнуть".
Вот, вкратце, что такое "менталитет". Теперь по поводу противостояния.
Российский и американский менталитеты, сформировавшиеся в разных условиях окружающей среды, имеющие разную историческую обусловленность и историческую древность, не могут быть похожи - они изначально разнятся. Как не может быть двух абсолютно одинаковых людей (не внешне, а внутренне). И постулаты основателя бихевиоризма Уотсона о том, что из человека можно слепить что угодно (возвращение к идеям Локка о "чистой доске"), не выдерживают критики.
Все вышесказанное к тому, что люди, живущие в разных странах, родивщиеся в разных странах, не могут быть одинаковы, у них разные менталитеты. Поэтому "распространение демократии" не возможно, потому что "демократия" у каждого народа своя (демократия США и демократия Германии, демократия Франции и демократия Голландии, демократия России - это абсолютно разные демократии), распространять можно лишь "принципы демократии", которые являются неким идеалом (к сожалению, недостижимым, как и любой идеал).
Поэтому я и являюсь обвинителем США, правительство которых (не народ!!!) хочет навязать СВОЮ "американскую демократию" другим странам (не "принципы демократии"!!!).
Густав Лебон в начале ХХ века говорил о "Душе народа", как об особенности данного народа, о его характере. Он обосновывал, почему нельзя прививать ценности одного общества другому, переносить "Душу" одного общества другому, потому что менталитет народов разный, и произойдет отторжение!
Другое дело глобализация...
|