PDA

Просмотр полной версии : Фёдор Михайлович Достоевский


LayRan
03.01.2007, 05:24
Фёдор Михайлович Достоевский
http://s05.radikal.ru/i178/1010/b7/1a505d0e60ab.jpg (http://www.radikal.ru)

«Тварь дрожащая или право имею?»
Р. Р. Раскольников

Дата рождения: 30 октября (11 ноября) 1821.
Место рождения: Москва, Российская империя.
Дата смерти: 28 января (9 февраля) 1881 (59 лет).
Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя.
Годы творчества: 1844—1880.

Фёдор Михайлович Достоевский - один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Биография
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Отец, Михаил Андреевич, из духовного сословия, получил дворянское звание в 1828 году, работал лекарем в Мариинской больнице для бедных. Приобретя в 1831—1832 годах небольшое имение в Тульской губернии, жестоко обращался с крестьянами. Мать, Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева), происходила из купеческого рода. Фёдор был вторым из 7 детей. По одному из предположений, Достоевский происходит по отцовской линии из пинской шляхты, чьё родовое имение Достоево в XVI—XVII веках находилось в белорусском Полесье (ныне Ивановский район Брестской области, Белоруссия). Это имение 6 октября 1506 года Данила Иванович Ртищев за свои заслуги получил во владение от князя Фёдора Ивановича Ярославича. С этого времени Ртищев и его наследники стали именоваться Достоевскими.
Когда Достоевскому было 15 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.
1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище, ныне Военный инженерно-технический университет. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые переводит и издаёт «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу становится знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» наталкивается на непонимание.
Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников».
Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».
Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11—20 января 1850 года) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь.
Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. В 1854 году, когда истекли четыре года, к которым Достоевский был приговорён, он был освобождён из каторги и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Во время службы в Семипалатинске он подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому учёному поставлен общий памятник. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место судебного заседателя в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получает письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни.
18 февраля 1855 года умирает император Николай I. Достоевский пишет верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате становится унтер-офицером: 20 октября 1856 года Фёдор Михайлович произвёден в прапорщики. 6 февраля 1857 года Достоевский венчается с Марией Дмитриевной Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке.
Сразу после венчания они отправляются в Семипалатинск, но по дороге у Достоевского происходит эпилептический припадок, и они на четыре дня останавливаются в Барнауле.
20 февраля 1857 года Достоевский и его жена возвращаются в Семипалатинск. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё неопределившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.
В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский публикует свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».
30 июня 1859 года Достоевскому выдают временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покидает Семипалатинск. В 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогает брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начинают выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появляются такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».
Достоевский в 1863 году
Достоевский предпринимает поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлекается разорительной игрой в рулетку, испытывает постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) теряет жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершает разрушение социалистических иллюзий юности, формирует критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада.
«Преступление и наказание» в «Русском вестнике» М. Н. Каткова
Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекращается (февраль 1865 года). В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их М. Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатаются из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязался написать ему роман, на что у него не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогает ему справиться с этой задачей.
Роман «Преступление и наказание» был закончен и оплачен очень хорошо, но чтобы эти деньги у него не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей новой женой, Анной Григорьевной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести А. Г. Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.
Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.
В октябре 1866 года за двадцать один день им был написан и 25 числа закончен роман «Игрок» для Ф. Т. Стелловского.
Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879—1880 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. В эти годы писатель сближается с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывается с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.
Несмотря на известность, которую Достоевский обрел в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственный психолог, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).
26 января (9 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал первым толчком к обострению его болезни (эмфиземы) — через два дня великий писатель скончался.
Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Семья
Дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский (1756 — около 1819) служил униатским, позже — православным священником в селе Войтовцы близ Немирова (ныне Винницкая область Украины).
Отец, Михаил Андреевич (1787—1839), учился в Московском отделении Императорской медико-хирургической академии, служил лекарем в Бородинском пехотном полку, ординатором в Московском военном госпитале, лекарем в Мариинской больнице Московского воспитательного дома (то есть в больнице для неимущих, ещё известной под названием Божедомки). В 1831 приобрел небольшое село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии, а в 1833 и соседнюю деревню Черемошню (Чермашню), где в 1839 году был убит собственными крепостными.
Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800—1837), происходила из богатой московской купеческой семьи Нечаевых, которая после Отечественной войны 1812 г. лишилась большей части состояния. В 19 лет она вышла замуж за Михаила Достоевского. Она была, по воспоминаниям детей, доброй матерью и родила в браке четверых сыновей и четверых дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»).
Старший брат Достоевского Михаил также стал литератором, его творчество было отмечено влиянием брата, а работа над журналом «Время» осуществлялась братьями в значительной мере совместно. Младший брат Андрей стал архитектором, Достоевский видел в его семье достойный образец семейной жизни. А. М. Достоевский оставил ценные воспоминания о своём брате. Из сестёр Достоевского наиболее близкие отношения сложились у писателя с Варварой Михайловной (1822—1893), о которой он писал брату Андрею: «Я её люблю; она славная сестра и чудесный человек…» (28 ноября 1880 г.). Из многочисленных племянников и племянниц Достоевский любил и выделял Марию Михайловну (1844—1888), которую, согласно воспоминаниям Л. Ф. Достоевской, «любил как собственную дочь, ласкал её и развлекал, когда она была ещё маленькой, позднее гордился её музыкальным талантом и её успехом у молодых людей», однако, после смерти Михаила Достоевского эта близость сошла на нет.
Потомки Фёдора Михайловича продолжают проживать в Санкт-Петербурге.
Философия
Как показал Ноговицын О. М. в своей работе, Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонаж в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает свое с ним отношение и действует исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остается всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остается всецело описательным, всецело включенным в текст, всецело понятным, подчиненным причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольном нежелания принять текст (мир), в его неизбывной избыточности по отношению к нему, потенциальной бесконечности. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание Бахтин М. М.
Библиография
Романы:

1845 — Бедные люди
1861 — Униженные и оскорблённые
1866 — Преступление и наказание
1866 — Игрок
1868 — Идиот
1871-1872 — Бесы
1875 — Подросток
1879-1880 — Братья Карамазовы

Повести и рассказы:

1846 — Двойник
1846 — Как опасно предаваться честолюбивым снам
1846 — Господин Прохарчин
1847 — Роман в девяти письмах
1847 — Хозяйка
1848 — Ползунков
1848 — Слабое сердце
1848 — Неточка Незванова
1848 — Белые ночи
1849 — Маленький герой
1859 — Дядюшкин сон
1859 — Село Степанчиково и его обитатели
1860 — Чужая жена и муж под кроватью
1860 — Записки из Мёртвого дома
1862 — Зимние заметки о летних впечатлениях
1864 — Записки из подполья
1864 — Скверный анекдот
1865 — Крокодил
1869 — Вечный муж
1876 — Кроткая
1877 — Сон смешного человека
1848 — Честный вор
1848 — Ёлка и свадьба

Стихотворения:

1854 — На европейские события в 1854 году
1855 — На первое июля 1855 года
1856 — На коронацию и заключение мира
1864 — Эпиграмма на баварского полковника
1864-1873 — Борьба нигилизма с честностью (офицер и нигилистка)
1873-1874 — Описывать все сплошь одних попов
1876-1877 — Крах конторы Баймакова
1876 — Дорого стоят детишки
1879 — Не разбойничай, Федул

Экранизации


Петербургская ночь — фильм Григория Рошаля и Веры Строевой по мотивам повестей Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи»(СССР, 1934)
Белые ночи — фильм Лукино Висконти (Италия, 1957)
Белые ночи — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1959)
Белые ночи — фильм Леонида Квинихидзе (Россия, 1992)
Возлюбленная — фильм Санджея Лила Бхансалиа по мотивам повести Достоевского «Белые ночи» (Индия, 2007)
Николай Ставрогин — фильм Якова Протазанова по роману Достоевского «Бесы»(Россия, 1915)
Бесы — фильм Анджея Вайды (Франция, 1988)
Бесы — фильм Игоря и Дмитрия Таланкиных (Россия, 1992)
Бесы — фильм Феликса Шультесса (Россия, 2007)
Братья Карамазовы — фильм Виктора Турянского (Россия, 1915)
Братья Карамазовы — фильм Дмитрия Буховецкого (Германия, 1920)
Убийца Дмитрий Карамазов — фильм Фёдора Оцепа (Германия, 1931)
Братья Карамазовы — фильм Ричарда Брукса (США, 1958)
Братья Карамазовы — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1969)
Мальчики — фильм-свободная фантазия по мотивам романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» Рениты Григорьевой (СССР, 1990)
Братья Карамазовы — фильм Юрия Мороза (Россия, 2008)
Карамазовы — фильм Петра Зеленки (Чехия — Польша, 2008)
Вечный муж — фильм Евгения Марковского (Россия, 1990)
Вечный муж — фильм Дени Гранье-Дефер (Франция, 1991)
Дядюшкин сон — фильм Константина Воинова (СССР, 1966)
1938, Франция: «Игрок» (фр. Le Joueur) — режиссёр: Луи Дакен (франц.)
1938, Германия: «Игроки» (нем. Roman eines Spielers, Der Spieler) — режиссёр: Герхард Ламперт (нем.)
1947, Аргентина: «Игрок» (исп. El Jugador) — режиссёр Леон Климовски (исп.)
1948, США: «Великий грешник» (англ. The great sinner) — режиссёр: Роберт Сиодмак
1958, Франция: «Игрок» (фр. Le Joueur) — режиссёр: Клод Отан-Лара (франц.)
1966, — СССР: «Игрок» — режиссёр Богатыренко Юрий
1972: «Игрок» — режиссёр: Michail Olschewski
1972, — СССР: «Игрок» — режиссёр Алексей Баталов
1974, США: «Игрок (англ.)» (англ. The Gambler) — режиссёр Карел Райс (англ.)
1997, Венгрия: Игрок (венгр.) (англ. The Gambler) — режиссёр Мак Каролы (венгр.)
2007, Германия: «Игроки» (нем. Die Spieler, англ. The Gamblers) — режиссёр: Себастиан Биньек (нем.)
«Идиот» — фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
«Идиот» — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946)
«Идиот» — фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
«Идиот» — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
«Шальная любовь» — фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
«Идиот» — телесериал Мани Каула (Индия, 1991)
«Даун Хаус» — фильм-интерпретация Романа Качанова (Россия, 2001)
«Идиот» — телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
Кроткая — фильм Александра Борисова (СССР, 1960)
Кроткая — фильм-интерпретация Робера Брессона (Франция, 1969)
Кроткая — рисованый мультипликационный фильм Петра Думала (Польша, 1985)
Кроткая — фильм Автандила Варсимашвили (Россия, 1992)
Кроткая — фильм Евгения Ростовского (Россия, 2000)
Мёртвый дом (тюрьма народов) — фильм Василия Фёдорова (СССР, 1931)
Партнёр — фильм Бернардо Бертолуччи (Италия, 1968)
Подросток — фильм Евгения Ташкова (СССР, 1983)
Раскольников — фильм Роберта Вине (Германия, 1923)
Преступление и наказание — фильм Пьера Шеналя (Франция, 1935)
Преступление и наказание — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1956)
Преступление и наказание — фильм Льва Кулиджанова (СССР, 1969)
Преступление и наказание — фильм Аки Каурисмяки (Финляндия, 1983)
Преступление и наказание — рисованый мультипликационный фильм Петра Думала (Польша, 2002)
Преступление и наказание — фильм Джулиана Джаролда (Великобритания, 2003)
Преступление и наказание — телесериал Дмитрия Светозарова (Россия, 2007)
Сон смешного человека — мультфильм Александра Петрова (Россия, 1992)
Село Степанчиково и его обитатели — телефильм Льва Цуцульковского (СССР, 1989)
Скверный анекдот — фильм-комедия Александра Алова и Владимира Наумова (СССР, 1966)
Униженные и оскорблённые — телефильм Витторио Коттафави (Италия, 1958)
Униженные и оскорблённые — телесериал Рауля Араисы (Мексика, 1977)
Униженные и оскорблённые — фильм Андрея Эшпая (СССР — Швейцария, 1990)
Чужая жена и муж под кроватью — фильм Виталия Мельникова (СССР, 1984)

Tomas
27.01.2007, 03:41
Для меня из всех отечественных классиков Достоевский стоит на пьедестале почета и уважения. Лично я ни у кого еще не видел такого яркого, подробного, исчерпывающего вскрытия человека как существа живого, чувствующего, страдающего. В отличие от многих он показывает человека не как венец природы, уверенно шагающий с поднятой головой подобно павлину, упивающийся чувством собственного достоинства и превосходства, а совсем с иной стороны: слабого, униженного, неимущего, влачащего жалкий образ жизни и надеющегося лишь на благосклонность судьбы и некоторых личностей, в которых он видит патроната. Именно изображение главных героев своих рассказов - людей низа - и вообще изображение их убогой во всех ее смыслах жизни и, на мой взгляд, не только принесло ему известность, но также во многом способствовало выделению из общей ватаги беллетристов...

Айвэнго
29.01.2007, 00:32
Ф.М.Достоевский. Низкий поклон и огромное спасибо ему за все призведения, что вышли из под его пера.
Романы "Идиот" и "Братья Карамазовы" не нуждаются ни в каких комментариях.
А "Преступление и наказание" (просто шедевр!) перечитано мною не раз. ИМХО - каждому необходимо прочесть "ПиН" не в рамках школьной программы, а просто для себя.

Iahel
30.01.2007, 11:45
могла бы сказать много, но не буду...
потому как прозвучит старо и избито...
скажу только, что любимое - Сон смешного человека...
в нем вся глубина отчаяния и гения Федора Михайловича...

Gerkin
09.02.2007, 23:38
Мое любимое - это преступление и наказание.
Неужели я возьму в руки топор?
Тварь я дрожащая или право имею?

дoмино
15.02.2007, 23:52
Читал "Преступление и наказание" - не понравилось... Вот не понравилось даже после 2 более вдумчивого прочтения..
И "Бедные люди" , вот это вообще другое дело, наоборот, с большим удовольствием прочитал ...

SoVa
22.02.2007, 14:37
Даа, автор хорош, самое интересное, что перечитывая его произведения, открываешь совершенно разные стороны той или иной проблемы, то есть в любом возрасте открываешь для себя что-то новое, и это здорово.

Флагман
12.05.2007, 21:22
Не люблю брызгать восторженно слюной, но Достоевского боготворю :sml: Помню, в 20 лет читал "Идиота", и в некоторых местах слезы на глаза наворачивались - как он руку Гани перехватил, как его ведьма та шальная сломала - "А вот сейчас позову, и со мной пойдет!", как к нему Ипполит со товарищи с требованиями подкатили, а он только улыбался растерянно. Невероятно эмоциональная книга, и замысел библейский - Люди и Люди, князь Христос. Надо будет перечитать :rolleyes:

Tequila
13.05.2007, 11:02
Флагман
замысел библейский - Люди и Люди, князь Христос.
А замысел у него во всех книгах библейский.

ManH__T
13.05.2007, 18:42
мое любимое это преступление и наказание.
Неужели я возьму в руки топор?
Тварь я дрожащая или право имею?
Он очень хорошо писал, и его роман "Преступление и наказание", как бы сказать... В романе 19 век, Россия, была ещё не такая, как сейчас, а он писал уже практически о нашем времени, он как будто знал, что будет в наше время, это захватывает...

JOANofARK
18.06.2007, 10:23
"Преступление и наказание" - просто шедевр. Низкий поклон Достоевскому! Он был хорошим психологом и очень точно описал душевное состояние героя. Я тоже пишу одну книгу и равняюсь на него. Правда тема посложнее взята.

goa head
12.09.2007, 21:10
В школе, к сожалению, отбивают охоту читать классику (у меня, во всяком случае, отбили). Да и понять ее тогда сложно, проблемы совсем иные. Поэтому читаю сейчас, спустя десять лет после выпуска. И получаю необыкновенное удовольствие. Умнейший человек, хирург человеческих душ... снимаю шляпу.

Ula
09.02.2008, 18:38
Умнейший человек, хирург человеческих душ... снимаю шляпу.
А вот мне Достоевский жо сих пор дается с трудом, если говорить о хирурге человеческих душ, то это для Салтыков-Щедрин и Чехов, все таки человечески слабости проще воспринимать с юмором, а Достоевский слишком серьезен и правдив, ни каждый способен воспринимать всю человеческую грязь через такую призму. Но читать люблю, особенно "Идиот" и "Бесы", огромное впечатление произвели "Записки из мертвого дома".

Korsarzzz
08.03.2008, 21:13
Достоевский, конечно, автор гениальный, с точки зрения литературоведов просто клад, анализировать можно вечно, душу он раскрывать умел. Но мне не сильно понравилось, нудновато. Стругацкие, тоже, души и вопросы морали неплохо раскрывают, но на сколько короче.

Vini 2004
11.03.2008, 23:04
Я довольно плохо знакома с творчеством Достоевского. Прочитала всего 4 его произведения. Недавно проходили в лицее Преступление и Идиота. Прекрасные произведения! Вся эта мрачная атмосфера, серость... Я просто проглотила эти два огромных романа.
PS Смотрела экранизацию романа Преступление и Наказание. Очень даже ничего.

Korsarzzz
12.03.2008, 11:32
Смотрела экранизацию романа Преступление и Наказание. Очень даже ничего.

Нет, такие произведения при экранизации многое тиряют, мало актеров, которые могут сыграть такие переживания. Достоевского нужно читать, а не смотреть, детали, которые в книги значимы, на экране просто иногда не замечаешь.

Чиполлино
13.03.2008, 13:31
Познакомился с теорией Раскольникова.
В общих чертах она выглядит так:
Есть "обычные" (твари дрожащие) и "необычные" (сильные мира сего) люди.
Необычные ради высокой цели могут безнаказанно жертвовать жизнью "обычных". Эта теория почти полностью подчерпнута из книги Наполеона III "Юлий Цезарь". Хотя тут ещё много нюансов.
Чтобы доказать свою "необычность" Раскольников убил бабку-процентщицу во имя той же благой цели (помочь бедным людям, в первую очередь маме и сестре). Признав себя "обычным" Раскольников, сознался в совершённом преступлении.
Ну и как вам эта теория?

Stam
13.03.2008, 22:55
†Чиполлино†
убил бабку-процентщицу, во имя той же благой цели(помочь бедным людям, в первую очередь маме и сестре)
Sorry, конечно, но Родион Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы ради проверки своей теории, он хочет понять: "тварь он дрожащая" или же "право имеет".
Но после убийства он осознает свою "обыкновенность", а в разговорах с Порфирием Петровичем все же пытается победить свою "болезненно-раздраженную натуру".
Впоследствии шаг за шагом он отделяет себя от общества, а как говрил Достоевский, "Самое страшное для человека - одиночество".

Чиполлино
14.03.2008, 12:28
Stam
А я что пишу???
Чтобы доказать свою "необычность" Раскольников убил бабку-процентщицу, во имя той же благой цели(помочь бедным людям, в первую очередь маме и сестре)

Sadicist
14.03.2008, 12:32
Ну и как вам эта теория?
В самой книге доказывается её несостоятельность.

Stam
14.03.2008, 13:29
†Чиполлино†
во имя той же благой цели(помочь бедным людям, в первую очередь маме и сестре)
Этот мотив был лишь отговоркой в разговоре с Соней.

Adan
14.03.2008, 14:21
По-моему, Раскольников просто ненормальный убийца, которого до такого состояния довела безысходность. И никакой тут теории "сильных мира сего" тоже нет: это было всегда. Сильные вели за собой слабых, а слабые подчинялись, а не хотели, тогда они не нужны сильным, значит, их нужно удалить.

Чиполлино
14.03.2008, 14:32
Sadicist
Я думаю, вообще любая теория, делящая людей несостоятельна.
Тут уж говорить не о чём.

Adan
14.03.2008, 16:05
†Чиполлино†
Как бы ты не хотел, люди не будут равны друг с другом. Ни материально, ни физически, ни духовно.

Чиполлино
14.03.2008, 19:20
adan
Притеснять людей по неравенству - вот где несостоятельность.

Ivan2ko
16.03.2008, 22:45
Достоевский - гений. Преступление и наказание - шедевр. Как точно автор описывает душевные переживания Раскольникова, чего уж говорить о передаче мыслей убийцы: до какой же степени нужно было вжиться в образ, чтобы так описать все страдания.

Adan
17.03.2008, 16:08
†Чиполлино†
Не надо никого притеснять! Живите себе и не парьтесь!

Nikoll
31.03.2008, 17:42
Что значит предложение "Рече безумец в сердце своем несть бог"?
Это из истории, которую рассказывал Федор Павлович у старца (Братья Карамазовы).

Elmor
24.11.2008, 23:44
лично я читал "Идиота", "Братья Карамазовы", "Записки из Мёртвого дома","Преступление и наказание","Подросток"... Понравилось всё! хотя, на мой взгляд, Достоевский очень тяжёлый писатель со своим взглядом на мир, у него в каждом произведении каждая мелочь имеет значение...всё завязано в один клубок сумбурных мыслей и постоянно подвергается анализу...

rainwalker
25.11.2008, 12:42
мда, Достоевский.. это бездна страданий человечества, вечная и бесконечная. это необузданный вихрь беспредельности чувства, безбрежности мысли и безмерности жажды святости. Одержимость, Богоодержимость, Бесоодержимость - квинтессенция всех его произведений.

У Набокова есть замечательное стихотворение, так и называтся "Достоевский":

Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно-светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.

Услыша вопль его ночной,
подумал Бог: ужель возможно,
что все дарованное Мной
так страшно было бы и сложно?

crashbook
04.09.2010, 12:17
Я без ума от творчества Достоевского. Мое любимое - «Братья Карамазовы» - вершина, апогей, кульминация… творчества Достоевского. Прочитав это произведение можно утверждать – «да, я Читал Достоевского», а прочитав его раз пять, осмыслив – можно утверждать «да, я Знаю Достоевского» ибо в «Братьях Карамазовых» весь Достоевский как он есть. О произведении можно сказать только одно – Гениально!

Ustugova
11.02.2011, 18:49
Ф.М. Достоевский - один из моих любимых писателей, поэтому всегда приятно открыть какое-нибудь его произведение, мной еще не прочитанное, или перечитать отрывок из того, что уже читала ранее.. Соглашусь со всеми предыдущими авторами сообщений, говорящими, что Достоевский уникален в своём роде, что он тонкий психолог и вообще-то гениален.. Моё любимое произведение самое "Униженные и оскорбленные". В нём просто влюбилась в образ рассказчика (Вани). Этот молодой человек честен, добропорядочен, готовый помочь, кроме того он действительно способен на привязанность и любовь.
"Преступление и наказание", конечно же, читала.. Те, кто говорят, что произведение удручающее и проч. не правы или просто не способны к восприятию серьезного классика. Но, как говорится, всё-же каждому своё.. Ведь люди читают те книги, в которых находят отражение своих проблем, разрешение вопросов, их мучающих. Лично мне понравилось "Преступление..", теория, которую пытался воплотить в жизнь Раскольников действительно несостоятельна, в обществе она не имеет право на жизнь. И мне кажется, что не столько нужда Раскольникова довела до того, что он убил процентщицу, сколько как раз таки желание доказать свою теорию, правоту и, конечно же, вес своей жизни. Мы, как такие же человеки, можем понять его желания..

ProstoLiLi
29.08.2019, 00:23
Преступление и наказание краткое содержание (https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/prestuplenie-i-nakazanie-romana-f-m-dostoevskogo.html) только в школе смогла прочитать. А вот после уже как-то захотелось перечитать, прониклась, все обдумала. Много что можно перенести в современность, типы людей например, их душевные переживания.

https://nauka.club/wp-content/uploads/2018/11/12.jpg

Идею написания романа “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский вынашивал многие годы, хотя первые мысли о таком произведении посетили писателя на каторге и ссылке. Будучи за границей летом 1865 г. Федор начал работу над романом, а уже в 1866 г. в журнале “Русский вестник” был впервые опубликован. Это произведение рассказывает о жизни общества, простых людей в современной (на тот момент) России.

Gnorc
29.11.2020, 15:24
Русскую классику стоит тщательно перебирать, прежде чем браться за чтение, не смотря на то, что школьные литературоведы отчаянно убеждают, будто вся она прекрасна. И, в принципе, Федор достоин внимания, т.к. его чтиво наполнено интересным психологическим материалом, однако, как никто другой, именно он является самым типичным представителем, этой, русской классики. Чтобы полностью понять, принять и полюбить Достоевского — нужно, пожалуй, родиться и вырасти на землях российского пространства, нести это, так сказать, в крови и сознании. Чем же дальше же находится человек от данного менталитета — тем более чужим ему покажется творчество Достоевского.