Просмотр полной версии : Михаил Булгаков
"Рукописи не горят"
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a3/Bu%C5%82hakow.jpg
Биография
Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской). В 1909 г. закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г. получил диплом врача и был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губ., затем работал врачом в г. Вязьме. В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак — с Татьяной Лаппа.
Во время гражданской войны в феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом в Красной армии, а затем — в белогвардейских Вооружённых силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.
В конце сентября 1921 г. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова.
В 1923 г. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 г. он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре становится его новой женой.
В 1928 г. Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита» (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить об инспирацией такими романами последнего как «Голем», который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и «Зеленый лик»). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой.
В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 г. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1930 г. Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента, на сцене которого в 1932 г. инсценировал «Мёртвые души» Николая Гоголя. С 1936 г. работал в Большом театре как либреттист и переводчик.
В 1936 г. состоялась премьера булгаковского «Мольера» в МХАТе. В 1937 г. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».
В 1939 г. Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Вопреки ожиданиям писателя пьеса была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 г. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.
Творчество
Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 г.
1922—1923 г. — публикация «Записок на манжетах», в 1925 выходит сборник сатирических рассказов «Дьяволиада». В 1925 г. также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира».
В 1926 г. во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных»,
В 1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму «Бег».
С 1926 по 1929 г. в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина квартира», в 1928—1929 г. в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров». [(1928)]
В 1932 г. возобновлена постановка «Дней Турбиных» во МХАТе.
В 1934 г. завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав
Основные произведения
Статья в газете «Грозный» Грядущие перспективы (1919)
Стальное горло (1925?)
Белая гвардия (1922—1924)
Записки на манжетах (1923)
Вьюга (1925)
Звёздная сыпь (1925)
Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 г.
Кабала святош (1929)
Крещение поворотом (1925)
Роковые яйца (1924)
Полотенце с петухом (1925)
Пропавший глаз (1925)
Тьма египетская (1925)
Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 г.
Морфий (1926)
Трактат о жилище. Сборник рассказов. (1926)
Бег (1926—1928)
Багровый остров (1927)
Мастер и Маргарита (1928—1940), опубликован в 1966—67 гг.
Блаженство (Сон инженера Рейна) (1934)
Иван Васильевич (1936)
Мольер (Кабала святош), пост. 1936)
Записки покойника (Театральный роман) (1936—1937), опубликован в 1966 г.
Последние дни («Пушкин», 1940)
Полезные ссылки
"Булгаковская энциклопедия". Сайт посвященный М.А.Булгакову (http://www.bulgakov.ru)
by http://forum.igromania.ru/images/clanpictures/fc_logo.jpg
Кто что читал,какие любимые произведения,и вообще,что думаете о Булгакове?
http://bulgakow.chkebelski.de/bilder/writer.jpg
Родился в семье профессора Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. В творчество писателя Киев войдет как Город (роман "Белая гвардия") и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины (очерк "Киев-город", 1923). В 1909 г. Булгаков поступает на медицинский факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он получает звание "лекаря с отличием". Киевские годы заложили основы мировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. Ко времени первой мировой войны Булгаков уже сформировался как личность. После окончания университета, летом 1916 г., он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы, затем с сентября 1917 г.— Вяземской городской больницы. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл "Записки юного врача" (1925—1927). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губернии, регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными. События 1917 г. прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова. Его поездка в Москву осенью того же года была вызвана не интересом к событиям революции, что пытались из лучших побуждений приписать ему некоторые биографы, а желанием освободиться от военной службы и от личного недуга, довольно точно воспроизведенного в одном из рассказов упомянутого цикла —"Морфий". Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. В условиях постоянной смены властей в столице Украины 1918— 1919 гг. остаться в стороне от политических событий было невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет напишет об этом так: "В 1919 г., проживая в г. Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город". О ключевом значении для его творчества этих полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", рассказ "Необыкновенные приключения доктора" (1922). После взятия Киева генералом Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под заглавием "Грядущие перспективы" (1919). Написана она с позиции неприятия "великой социальной революции" (иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Булгаков не принимал революцию потому что крушение монархии во многом означало для него крушение самой России, родины — как истока всего светлого и дорогого в его жизни. В годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор — расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1920—1921 гг., работая во Владикавказском подотделе искусств, которым руководил писатель Ю. Л. Слезкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, "с голодухи", были впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной — "Сыновья муллы". Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с "левыми" критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина, Чехова. Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского периода писатель расскажет в повести "Записки на манжетах" (1922—1923).
В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаков готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921 г. он появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, этот шаг он сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался в последние дни своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве были очень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от секретаря ЛИТО Главполитпросвета, куда устроился при содействии Н. К. Крупской, до конферансье в маленьком театре на окраине. Со временем он стал хроникером и фельетонистом ряда известных московских газет: "Гудка" (здесь Булгаков делал знаменитую "четвертую полосу" вместе с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем, Ю. Олешей), "Рупора", "Рабочего", "Голоса работника просвещения", "Накануне", издававшейся в Берлине. В литературном приложении к последней, кроме упомянутых "Записок на манжетах", были опубликованы его рассказы "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все— 1922). Среди множества ранних произведений, написанных Булгаковым в "журналистский период", выделяется своим художественным мастерством рассказ "Ханский огонь" (1924). В его творчестве той поры менее всего ощутимо влияние различных течений современной литературы от А. Белого до Б. Пильняка, воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие вместе с Булгаковым. Ему были чужды были и популярные тогда концепции "левого" искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда — сатирические колкости в его произведениях по адресу В. Шкловского, Вс. Мейерхольда, В. Маяковского).
Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин. Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с раннего сатирического рассказа "Похождения Чичикова" и кончая инсценировкой "Мертвых душ" (1930) и киносценарием "Ревизор" (1934). Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем. Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоря его же словами,—"бесчисленные уродства нашего быта". Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" (1924), "Роковые яйца" (1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г.). Все эти своеобразные "сигналы-предупреждения" писателя служили для одних его современников поводом к восхищению (М. Горький назвал "Роковые яйца" "остроумной вещью", для других — к категорическому отказу в публикации (Л. Б. Каменев о "Собачьем сердце": "это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя"). В названных повестях отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия", две части которого были опубликованы И. Г. Лежневым в журнале "Россия" (1925, полностью роман вышел в Советском Союзе в 1966 г.). Этот роман был самой любимой вещью писателя. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926), которая до известной степени является самостоятельным произведением. У нее своя примечательная судьба, предопределенная знаменитой мхатовской постановкой (премьера состоялась в 1926 г.). Именно она принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных" пользовались небывалым успехом у зрителя, но отнюдь не у критики, которая развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к белому движению спектакля, а следовательно, и против "антисоветски" настроенного автора пьесы.
Массированные атаки критики привели в 1929 г. к изъятию спектакля из мхатовского репертуара (в 1932 г. он был возобновлен). И все же абсолютный сценический успех, а также многократные посещения "Дней Турбиных" И. Сталиным, проявившим странный и непонятный для театральных чиновников интерес к "контрреволюционному" спектаклю, помогли ему выжить и пройти на мхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тысячу раз при неизменном аншлаге.
В мае 1926 г., во время обыска московской квартиры Булгакова у него изъяли рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В дальнейшем его произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики и со сцены театров. "Турбины" были единственной пьесой Булгакова со столь удачной, хотя и не простой сценической историей. Другие его пьесы, если даже и пробивались на короткий срок на сцену (сатирическая комедия "Зойкина квартира" поставлена в 1926 г. театром им. Евг. Вахтангова; сценический памфлет "Багровый остров" поставлен в 1928 г. московским Камерным театром; драма "Кабала святош (Мольер)" поставлена МХАТом в 1936 г.), впоследствии запрещались. Не были доведены до премьеры, сатирическая комедия "Бег" (1927)—последнее прикосновение писателя к теме белого движения и эмиграции; "оборонная" пьеса "Адам и Ева" (1931); фантастическая комедия "Блаженство" (1934) и отпочковавшаяся от нее гротескная пьеса "Иван Васильевич" (1935); историко-биографическая пьеса "Батум" (1939). Драма "Александр Пушкин (Последние дни)" (1939) появилась на сцене МХАТа лишь через три года после смерти автора. Аналогичная участь ожидала и театральные инсценировки Булгакова ("Полоумный Журден", 1932, "Война и мир", 1932, "Дон Кихот", 1938), за исключением "Мертвых душ", поставленных МХАТом в 1932 г. и надолго сохранившихся в его репертуаре. Ни одна из пьес и инсценировок Булгакова, включая и знаменитые "Дни Турбиных", не была опубликована при его жизни. Вследствие этого его пьесы 1920—30-х гг. (те, что шли на сцене), будучи несомненным театральным явлением, не были в то же время явлением литературы. Лишь в 1962 г. издательство "Искусство" выпустило сборник пьес Булгакова. На рубеже 1920—30-х гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к власти ("Письмо правительству", 1930), прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За упомянутым письмом правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову (1930 г.), который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В 1930-е гг. едва ли не главной в творчестве писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: мольеровской (пьеса "Мольер", биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера", 1933), пушкинской (пьеса "Последние дни"), современной (роман "Мастер и Маргарита"). Дело осложнялось еще и тем, что даже доброжелательно настроенные к Булгакову деятели культуры (например, К. С. Станиславский) проявляли порой непонимание писателя, навязывая ему неприемлемые для него художественные решения. Со всей остротой это обнаружилось во время репетиционной подготовки "Мольера", из-за чего Булгаков вынужден был в 1936 г. порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.
Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.
Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, создавая либретто опер "Черное море" (1937, композитор С. Потоцкий), "Минин и Пожарский" (1937, композитор Б. В. Асафьев), "Дружба" (1937—1938, композитор В. П. Соловьев-Седой; осталась незавершенной), "Рашель" (1939, композитор И. О. Дунаевский) и других, это говорило скорее о неистощимости его творческих сил, а не об истинной радости творчества. Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы "Батум" (о молодом Сталине; 1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса была запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова, привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти. Умер писатель в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Романы:
Мастер и Маргарита
Записки юного врача
Белая гвардия
Собачье сердце
Роковые яйца
Багровый остров
Театральный роман
Дьяволиада
Ханский огонь
Жизнь господина де Мольера
Черновики: Черный маг, Копыто инженера
Необыкновенные приключения доктора
Луч жизни
Пьесы:
Бег
Зойкина квартира
Багровый остров
Блаженство (сон инженера Рейна)
Кабала святош (Мольер)
Кабала святош
Полоумный Журден
Александр Пушкин
Александр Пушкин (варианты)
Батум
Адам и Ева
Мертвые души
Война и мир
Мертвые души (Киносценарий)
Иван Васильевич
Необычайное происшествие, или Ревизор (по Гоголю)
Последние дни (Пушкин)
Минин и Пожарский
Рассказы:
Был май
Псалом
Праздник с сифилисом
Киев-Город
Похождения Чичикова
Богема
Воспоминание...
В кафе
Грядущие перспективы
Заметки и миниатюры
Записки на манжетах
No 13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна
Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева
Летучий голландец
Михаил Булгаков Египетская мумия
Четыре портрета
Самогонное озеро
Тайному другу
Паршивый тип
Вода жизни
Воспаление мозгов
Читал почти все романы. Большего понравилось Собачье Сердце. Какая литература очень близка мне по душу. Именно с этой книги началось мое увлечение такого рода литературой. Потом пошел Коупленд, Паланик,..
"Мастера и Маргариту" читала, есессно. При всём желании не смогла в этом романе найти больше, чем просто хороший детективный сюжет. А жаль (а ещё три ночи подряд после прочтения Воланд снился. :))
При всём желании не смогла в этом романе найти больше, чем просто хороший детективный сюжет
Аналогично с поправкой на пол. :)
Ничего сверхгинеального не нашел =) Какого-то откровения тоже не было. Крепкий детективчик с уклоном в мистику.
Ничего сверхгинеального не нашел =) Какого-то откровения тоже не было. Крепкий детективчик с уклоном в мистику.
Там просто непредвзято (т.е. глазами Воланда) показывается советское общество того времени. Так как глазами иностранца или русского невозможно было бы точно всё описать.
POKHAP
Не соглашусь. Там более глубокий филосовский смысл. Советую почитать коментарии Бориса Соколова.
Черновики: Черный маг, Копыто инженера
Марсоход, "Копыто инженера" - это первоначальное название "Мастера и Маргариты".
Читал "Мастера и Маргариту", "Собачье сердце", "Белая гвардия"... и еще по мелочи...
Неплохо, но особого восторга не вызывает...
Кстати, пишу экзаменационный реферат по "Белой гвардии"... :)
AleX Xzander
12.06.2006, 20:46
Читал Булгакова. Особенно запомнилось "Собачье сердце". Очень трагичный роман, практически про нашу современную жизнь. "Разруха она не в парадных, а в головах..."
Мне вот больше всего понравилось всё-таки "Мастер и Маргарита". Читао также разные редакции романа. Жалко, что Булгаков не успел доделать последнюю редакцию... Но, как говориться, "Человек смертен, но это было бы ещё пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен..."(с) Воланд.
Марсоход
Крепкий детективчик с уклоном в мистику.
Ну, вы и сказали - "детективчик"! :eek:
Побойтесь Бога, говорить такие вещи, ибо бессмертная и великая философская История, благодаря которой миллионы людей нашли и находят ответы на свои вопросы, переосмысливают свои взгляды и просто учатся по-новому Мыслить, явно не заслуживает подобного унизительного прозвища! Такое отношение к классике как-то коробит...:confused:
AleX Xzander
Очень трагичный роман, практически про нашу современную жизнь. "Разруха она не в парадных, а в головах..."
Гениальная повесть и гениальная фраза... Прошло уже 80 лет, а так ничего и поменялось...
Норд
Да нет никакого "такого" отношения. Я говорила, что лично я не нашла в МиМ ничего больше хорошего детектива. Может, я чего-то не понимаю, а может, не понимаю многого. Типа своё мнение высказываю :)
Не соглашусь.Там более глубокий филосовский смысл.Советую почитать коментарии Бориса Соколова
Не спорю, я просто хотел сказать, что это не просто крепкий детективчик.
POKHAP
Надо перечитать. Я читал просто давно :) Скорее всего тогда я просто не дорос до неё.
Надо перечитать. Я читал просто давно Скорее всего оогда я просто не дорос до неё
Правильно, я тоже в последнее время стал перечитывать книжки, которые в школе читали - сразу столько нового открылось! Вот "Мастера и Маргариту" перед сериалом перечитал. Хотя, не исключено, что и сейчас я ещё не дорос, через года три-четыре опять прочитаю.
Я когда первый раз прочла, тоже нашла одну мистику и больше ничего...
Но после пятого прочтения выяснилось, что я глубоко заблуждалась...
Там можно копать и копать... Бездонны гениальные мысли...
Из особо понравившегося могу выделить Белую гвардию... Какой язык, какой язык!
Роковые яйца и Записки молодого врача...
Дьяволиада покорила своим ритмом...
А Собачье сердце...
без комментариев, шедевр:cool:
еще интересны записки на манжетах
Да, товарищи, назвать МиМ детективчиком... Слов нет. Даже когда я читала МиМ в первый раз в седьмом классе, уже тогда мне было понятно, что в этой книге все не так просто, хотя впечатлила тогда, конечно, больше мистика. Уже потом, при последующих прочтениях, удалось увидеть нечто более важное, глубокое... А сколько споров было... И о силе-слабости Мастера, и о личности Маргариты... Вещь глубочайшая. Просто читать надо вдумчиво и внимательно.
Sectarian
20.06.2006, 16:40
МиМ при всем желании нельзя назвать детективом. Скорее уж, приключения.
А вообще, мне больше всего нравятся "Мастер и Маргарита" и "Собачье сердце". И вообще, я обожаю Булгакова.
Сперва прочитал (это было еще в школе, классе в 7-м, когда Булгакова в программе не было) "Собачье Сердце", потом "Мастера и Маргариту", "Белую Гвардию" и далее по списку. С тех пор регулярно перечитываю примерно раз в год. В последнюю очередь добрался
до "Записок Юного Врача" - кто не читал, очень советую, ибо это
совсем другой Булгаков.
А если выделить любимую книгу, то пожалуй будет все-же "Белая Гвардия" - я был поражен трагизмом этой книги, трагедией которая коснулась всех ее героев: была Родина, тысячелетняя Россия, Пушкин, Капитанская Дочка, Наташа Ростова - и все вмиг исчезло. Остались только оборванцы с винтовками в руках и ''Вечный город''.
МиМ надо читать несколько раз чтоб понять, я лично раз шесть читал и еще раз пять начинал заново, но на половине книги отвлекался на что-то другое. Еще очень понравилось Собачье сердце и много других мелких произведений и, кстати, до сих пор не понимаю, почему при таком богатсве интересных произведений в девятом класе проходят Мертвые души (по-моему самое неудавшееся произведение).
кстати до сих пор не понимаю почему при таком богатсве интересных произведений в девятом класе проходят Мертвые души (помоему самое неудавшееся произведение).
:lol: Ты это серьёзно? Или ты имеешь ввиду пьесу Булгакова на поэму Гоголя? (Но её в школе не проходят.)
POKHAP
Да я имею в виду пьесу Булгакова на поэму Гоголя. И в школе ее проходят (я же проходил, а чем я хуже других).
Кoординатор
25.08.2006, 13:21
Булгаков гений , а его произведения бессмертны , учитывая то давление государства и обстановку, в которых ему приходилось писать, это только добавляет уважения и чести этому человеку.
Master Li
04.10.2006, 21:49
Гений, правда сказана - ГЕНИЙ. Знаете, когда ты в 8-ом классе ничччего в литературе и искусстве не понимаешь (по крайней мере я таким был), не понимаешь про Храм Новой Веры, про противоположность гения (не бога, нет) и дьявола, про совесть, разум и лунную дорожку, про любовь, про гордость, одиночество и гуманнизм, священную веру и прощение, но, прочитав "Мастера и Маргариту", все это подсознательно чувствуешь, становится даже как-то не по себе. Понял это, когда впервые сел писать сочинение по этому произведению. Рука отчаянно отказывается писать предложение "Автор ввел такого-то героя, чтобы вызвать у нас такие-то эмоции" - никто никого не вводил, герои есть, они живые, а эмоции чистые, такие, каких в жизни то очень мало, и не хочу я верить, что за ними стоят какие-то художественные приемы, стили и метафоры. Все события книги пропитаны чем-то особенным, что пробуждает фантазию, яркую картинку происходящего и позволяет ситуациям вбиватся в голову до такой степени, что они потом снятся. Кто представлял себе бал у князя тьмы, полет Маргариты или лунную дорожку уже никогда этого не забудет. Про философскую состовляющую уже много сказано и еще будет сказано - просто эта книга, как бы это сказать, индивидуальна. Любой, прочитавший эту книгу достаточно вдумчиво, может найти в ней ответ - чего же ему не хватает и что ему мешает в жизни. Любой - верю в это. Просто прочитайте "Мастера и Маргариту" еще разок и, возможно, она из "детективчика" превратиться для вас в Книгу Жизни, каковой она стала для меня.
flashbang_or
05.10.2006, 14:45
"Противоположность гения (не бога, нет) и дьявола.."
Не сказал бы.
Вообще читал почти всего Булгакова. Особенно нравиться "Мастер и Маргарита" и "Собачье сердце". Перечитываю как плохое настроение.
Мароженка
08.10.2006, 01:17
Читал сначала "Записки юного врача". Гениально *встаю и аплодирую*!
Особенно про опиум. Потом "Собачье сердце" - аналогично. Думаю прочитать Мастера и Маргариту.
Читал "Мастера и Маргариту", "Собачье сердце", "Белая гвардия" - все в школе. Единственный автор, произведения которого я читал не потому что надо, а потому что нравилось.
Булгаков гений. Пожалуй, МиМ - это единственная книга, которую весь наш класс в школе прочитал. Книга интересная, но довольно тяжёлая, если вдумываться. Второй раз прочитать не получилось почему-то.
Mr.Kr@sh
16.11.2006, 15:18
Читал "Мастер и Маргарита", "Записки юного врача" и "Собачье сердце". Все произведения цепанули не по-детски. В записках понравилось то, что там все написано откровенно, как будто ты видишь что сейчас происходит. Булгаков - гений!
Lord Teramon
03.12.2006, 22:42
Очень ююблю Булгакова. Больше всего понравилось Мастер и Маргарита (хотя я читал пока только его Романы и не косался рассказов и пьес). Гениальные изречения Воалнда, их можно применить к любому времени, а потому этот роман будет всегда современен.
Булгаков гений , а его произведения бессмертны , учитывая то давление государстваи обстановку в которых ему приходилось писать это только добавляет уважения и чести этому человеку
Абсолютно согласен, без оговорок.
Булгаков - писатель с чувством юмора. Вспомните "Собачье сердце": профессор, занимающийся в шести (или сколько там у него было) комнатах "омолаживающими" операциями, профессор строптивый, капризный и ворчливый. Ну, украли у него пролетарии тапки. Так вместо того чтоб пойти и разобраться, он начинает дискуссию за обедом о судьбах России...
Shrеddеr
21.01.2007, 06:51
Первая книга - Мастер и Маргарита. Очень понравилось (я понял что до Булгакова надо прочитать 12 стульев и Золотого Теленка), ибо так всё завуалировано под мистику и некие "приключения", что сначала даже не понимаешь, о чём идёт речь. Потом "Собачье сердце" и "Записки юного врача" - читается в захлёб. Пожалуй, любимый автор из классиков.
кстати до сих пор не понимаю почему при таком богатсве интересных произведений в девятом класе проходят Мертвые души (помоему самое неудавшееся произведение).
Гм, а мы проходили и Собачье Сердце и Мастера и Маргариту.
Хорошо хоть, я успел книги эти прочитать до того, как их задали читать в школе, а то наверняка бы не понравились=)) Зато теперь ... Эх.. "В очередь....!"
Ещё в школе прочёл "Мастер и Маргарита". Потом было "Собачье сердце".
Хороший писатель и отличные книги.
Особенно "Собачье сердце". Рассуждения профессора о разрухе, ну прямо в яблочко:sml:
Я тоже начинала с МиМ и очень увлеклась, прочитала почти все, пока только "Ханаанский огонь" не могу найти и прочитать.
Довела свою училку по литературе до бешенства тем, что сдала выпускной экзамен в 11м классе на отлично по теме булгаковских книг, а она хотела меня завалить, очень ей я не нравилась своей свободой мысли.
Михаил Булгаков, этот писатель научил меня любить читать книги. Легко читается, в его произведениях все и юмор, и печаль.
Любимые два произведения "Мастер и Маргарита" и "Собачье сердце".
Андерсон А.
28.10.2007, 10:27
Не люблю МиМ, зато обожаю Бег, Белую Гвардию, Дни Турбиных и Собачье сердце. Мода на МиМ, я надеюсь, скоро пройдёт, не люблю эту книгу, очень не люблю, сволочная она какая-то.
Не люблю МиМ , зато обожаю Бег, Белую Гвардию , Дни Турбиных и Собачье сердце - а мода поулярности на МИм янадеюсь , скоро пройдёт , не люблю эту книгу, очень нелюблю , сволочная она какаято
Почему сволочная? Очень жесткая, часто правдивая и красивая книга. Да, и мистическая какая-то. Никогда не засыпаю над книгами (исключение составляет только чтение в заверешнии 2хсуточного бодрствования), но над МиМ засыпала каждый вечер, когда читала в первый раз. Мелочи, но как-то странно.
Если вспомнить другие произведения Булгакова, здесь согласна с господином Чуркиным. "Белая гвардия" - удивительная книга. Кажется, я даже плакала, когда читала. Поразил эпизод с моргом. Булгакову удалось передать ощущение обесцененности человеческой жизни...
Не помню, добралась ли я до "Дней Турбиных", но во МХАТ на постановку ходила. Жаль, Хабенский в главной роли не вызвал у меня каких-то особых чувств. Несмотря на весь его талант, он так и останется ментом. Или Городецким. На выбор. Но Алексея Турбина я видела совершенно другим.
Очень понравились "Роковые яйца". Юмор в духе Булгакова.
Рассказы - это отдельная песня. Больше всего поразила небольшая "Красная корона". Пересказывать нет смысла - читать нужно. Удивление и шок могу гарантировать. Хотя... все зависит от опыта человека.
мастер и маргарита просто супер
за лето два раза прочитал
собачье сердце тоже оч. понравился
Собачье сердце – очень красивое и грустное произведения, мне оно нравится
Мастер и Маргарита считаю, потрясающим произведением и очень рада, что мне еще придется недельки через три отвечать на уроке литературы. Это произведение- наверное самое интересное из шк. программы. Читала запоем, не то что Войну и Мир месяц мусолила.
Мой любимый писатель после Перумова. Его произведения просто потрясающие:
Мастер и Маргарита это вообще шедевр. Такой сюжет не снился даже самым лучшим нашим фантастам.
Собачье сердце тоже отличное произведение. Такой хорошей сатиры я не читал никогда.
Собачье сердце – очень красивое и грустное произведения, мне оно нравится
Мастер и Маргарита считаю, потрясающим произведением и очень рада, что мне еще придется недельки через три отвечать на уроке литературы. Это произведение- наверное самое интересное из шк. программы. Читала запоем, не то что Войну и Мир месяц мусолила.
Это точно, правда, было еще интересное в 9-ом: "Чайка по имени Джонотан Ливингстон" Ричарда Баха. Читали?
Но Мастер не сравним.
Просто преклоняюсь перед Булгаковым.
Чиполлино
25.01.2008, 18:34
Собачье сердце тоже отличное произведение. Такой хорошей сатиры я не читал никогда
Да, любимая цитата: "Да, я не люблю пролетариат."
Да, кстати, гипофиз нельзя просто так пересадить - мешает мозолистое тело (очень полезная информация).
Gerichew
25.01.2008, 20:38
Кстати, а вот честно, кому в МиМ не понравился Воланд? Просто он довольно харизматичен, как, собственно, и вся его свита, но насколько я знаю ,Булгаков не очень любил этого персонажа...
Мой любимый герой - это Понтий Пилат...сложный и многогранный образ, человек, поставленный перед выбором: быть честным и нарушить закон общественный или соврать самому себе и соблюсти людской закон...Булгаков великолепно описал его переживания, особенно во время первого допроса.:)
Первый раз в романе "Мастер и Маргарита" я прочитала лишь клавы о Москве, ершалаимские вызывали скуку (я тогда как раз библию читала, вот и наложилось, заставить себя думать еще и здесь о Боге я не могла).
Второй раз читала лишь ершалаимские главы и исследования по ним (особенно запомнился сравнительный анализ описания Иешуа и Воланда - ссадина на лице Иешуа под глазом и разный размер и цвет глаз Воланда, владение ими обоими несколькими языками, одиночество одного и второго (там даже фразы похожи), то, что оба являлись иностранцами для того места, где происходит действие), так в статье приводились цитаты из Евангилие, схожие с фразами из книги).
Третий раз взялась за все вместе, впечатлиние очень хорошие получила, хотя "Белая Гвардия" произвела большее впечатление, так же как и "Зойкина квартира" (ну это наверное связано с некоторой заезженностью МиМ), а уж "Бег" стал вообще моей настольной книгой, на столько сильное впечатление я получила.
Любимая сцена в МиМ - сцена, когда Пилат услышал слова о трусости, и сцена прощения Пилата (великолепно).
Любимый герой МиМ - Понтий Пилат (самый жизненный, такой похожий на обычного человека со слабостями), великолепный.
Любимая сцена МиМ - бал сатаны, это что-то непревзойденное, в первый раз все настолько представляемо, и красиво... Иногда только эту сцену перечитываю.
Любимый герой - как ни странно Коровьев, в прошлом он был рыцарем, который неудачно пошутил...
Да, что ни говори, МиМ - великолепное произведение
Недавно прочитал "Театральный роман", какая сатира!!!
Vini 2004
29.01.2008, 22:31
Любимая сцена - Бал. Просто потрясающе. Без комментариев.
А герой... нет, мне больше в таком раскладе нравится. Парочка Коровьев и Бегемот.
А в 11 классе мне просто придется еще раз перечитать МиМ! :) :) :)
Tarkvinij
02.02.2008, 21:00
Начала знакомство с творчеством Булгакова с Собачьего сердца, перечитывала это произведение раз 5, очень нравится! МиМ, конечно, вне конкурса (лучшее, что я читала за весь 11 класс), мой любимый герой - Иешуа.
Читал я его "Мастера и Маргариту". Ну что я могу сказать? Очень тонкое произведение, написанное с юмором, но в то-же время книга весьма и весьма серьезно.
Amenolyra
01.03.2008, 05:05
Мастер и Маргарита - шедевр да и только! Сколько раз читаю и ощущаю неизменный восторг! Булгаков гениален, да и только. Столько линий сюжета, герои потрясающие... Могу назвать своей настольной книгой МиМ!
Korsarzzz
06.03.2008, 00:41
МиМ - произведение порясающее, сильное. Оно не стареет, потому что оно о всех нас, почти каждый в одном из героев в какой то степени себя узнает. К тому же персонажи неоднозначные и отлично проработанные.
В романе нет однозначно хороших и однозначно плохих, как и все мы. Первый раз серьезно роман прочитал его в 11 классе (до этого отрывками, пытался прочесть лет в 12, но ни чего не понял), помню что понравилось всем, даже тем кто читать ненавидел (да ирочитал за 10 лет школы 3 книжки, включая букварь), и каждый нашел в МиМ что-то свое, родное. Но читать Булгакова нужно не в школе, потому что все читают, а когда сам до этого дойдешь, в 16-17 лет обычно нет опыта, мыслей о смысле жизни, но познакомиться с призведением надо. Помню с батей сравнивали впечатления о рамане, у него в 11 классе были почти такие же как у меня, а сейчас уже несколько другие, возможно и я позже что-то новое найду, всетаки книга для всех возрастов.
Перечитывал много раз "Мастера и Маргариту", очень понравилось "Собачье Сердце" и еще "Роковые Яйца". Отличный писатель, плохо, что многие его произведения не разрешали печатать в советские времена...
Перечитывал много раз "Мастера и Маргариту",очень понравилось "Собачье Сердце" и еще "Роковые Яйца". Отличный писатель,плохо,что многие его произведения не разрешали печатать в советские времена...
А как их печатать? Произведения с таким количеством скрытой сатиры и поклепов на госстрой и нельзя было печатать...
Чиполлино
24.03.2008, 18:00
FostraL
И тем не менее "Историю одного города" С-Щедрина, в которой напрямую высмеивается государство и гос. деятели, печатают, а МиМ - нет. Хотя это было раньше.
FostraL
И тем не менее "Историю одного города" С-Щедрина, в которой напрямую высмеивается государство и гос. деетели печатают, а МиМ - нет. Хотя это было раньше.
Щедрин высмеивал царский режим, так что ничего противоречащего совковой идеологии не было, а вот Булгаков затрагивал очень современные вопросы на тот момент, например стукачество и цензуру, в результате которого можно было попасть в места не столь отдаленные, что ,к слову, с Мастером и произошло. Так что несколько некорректное сравнение)))
Перечитывал много раз "Мастера и Маргариту",очень понравилось "Собачье Сердце" и еще "Роковые Яйца".
"Записки врача" еще отличный сборник, рекомендую прочесть.
Metalian
23.04.2008, 17:18
Читал "Мастер и Маргарита", "Записки юного врача" и "Дьяволиада". Все понравилось. Правда "Дьяволиада" не совсем понял, но все равно было интересно.
Только что прочитал Мастера и Маргариту. Неожиданно понравилось! Меня так ещё ни одна книга не увлекала (буквально за 3 дня прочел). Особенно понравились главы о Ершалаиме и Понтии Пилате. Правда, я не совсем понял несколько вещей:
почему во время балла Маргариту омывали именно кровью? и почему Воланд и его свита так дерзко себя ведут? да, он дьявол, они все мертвые, но зачем же стольким людям портить жизнь?
почему во время балла Маргариту омывали именно кровью?
В сцене бала присутствует огромное множество масонских символов, аллюзий на еврейский шабаш ведьм и черную мессу. Кровь, как нетрудно догадаться, является неотъемлимой частью ритуала - в том числе и в сцене с появлением барона Майгеля и последующим наполнением его кровью черепа Берлиоза. Маргарита, "проходящая" через кровь дважды, с ее помощью первоплощается - в хозяйку бала и обратно. При всем многосложном символизме не стоит придавать таким подробностям определяющее значение. Они призваны, в первую очередь, насытить атмосферу и придать сцене значительность.
почему Воланд и его свита так дерзко себя ведут?
Однобокое понимание мотивов Воланда, порожденное односложной его трактовкой как "дьявола", "дерзкого" его поведения не объяснит. В образе Мефистофеля присутствуют те же превосходство и осознание моральной слабости людей - кто ему дал на это право?:)
"Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Роковые Яйца" - единственные произведения, которые я читал, когда учился в школе, по собственной инициативе, а не из-под палки учителя. Свою роль здесь конечно сыграла принадлежность этих произведений к моему любимому фантастическому жанру. А было ведь время, когда Булгаков не был в школьной программе.
"Мастера и Маргариту" читала, есессно. При всём желании не смогла в этом романе найти больше, чем просто хороший детективный сюжет. А жаль (а ещё три ночи подряд после прочтения Воланд снился. :))
Булгаков вообще мог написать только "Мастера и Маргариту" и остаться в веках. К счастью, он написал еще много талантливых вещей.
Dr_B.I.O.S
21.08.2008, 11:27
Михаил Афанасиевич - мой любимый писатель. "Мастер и Маргарита" - просто шедевр, не знаю, как уж посмели его экранизировать и так запороть (мое мнение таково). Обожаю язык, которым выражается автор, такой своеобразный, просто изобилует оборотами, присущими только Булгакову. Но и помимо "Мастера и Маргариты" у него есть много хороших произведений.
А было ведь время, когда Булгаков не был в школьной программе.
Мягко сказано ("политкорректно"). Не знаю, как уж Сталин его не сгноил, но жизнь советская цензура Булгакову испортила. Скорее даже, убила его.
Честно говоря, не очень знаком с творчеством этого человека. Конечно прочитал "Мастер и Маргарита". "Собачье сердце" - одно из моих любимых произведений, а так больше ничего...Иван Васильевич (1936)
Это не "Иван Васильевич меняет профессию"?
Dust Rider
07.11.2008, 21:38
Мне у Булгакова нравиться МиМ, Собачье Сердце, пьеса Бег, Белай Гвардия
Особенно БГ...
(почему? в ЛС)
"Записки врача" еще отличный сборник,
Очень жестко. Особенно "Морфий" с его примерами опиумо- зависимого подчерка, описаниями состояния, описания ломок. Б-р-р. Автор явно был знаком...
"Мастер и Маргарита" - просто шедевр, не знаю, как уж посмели его экранизировать и так запороть (мое мнение таково).
По мне, так отличная экранизация. Местами просто дословно, и актеры не подкачали.
Вообше, Булгаков выделяется из всех писателей, представленых в школьной программе. Куда там Достоевскому с его растянутыми розовыми соплями или Толстому с его наполовину французким романом про бездельников (как и сам Толстой) "Война и мир".
ИМХО.
PisatelRus
10.02.2009, 00:32
Булгаков великий писатель, а его произвдение Мастер и Маргарита шедевр. Даже если отбросить всю мистику, то как он показал быт тех времен (квартирный вопрос) заслуживает уважение. Долгое время этот роман из-за этого и был под запретом... считаю МиМ лучшим произведением автора.
Читал Собачье сердце","Мастера и Маргариту".Едкая сатира на советское общество и многогранный сюжет.
Смотрел только первую серию экранизации - непонравилось как выглядел Воланд(в книге ему на вид 40 лет,а в сериале - 70).
Arhitecter
12.02.2009, 23:04
Читал, именно читал, "Собачье сердце", "Мастера и Маргариту", "Белую Гвардию", "Дни Турбиных" рассказы какие-то. К его творчеству отношусь достаточно ровно(точнее - не фан), хотя литературу подобного рода очень люблю. Особенно разочаровала "Мастер и Маргарита", а вот сатиричиско-юмористическое "Собачье Сердце" очень понравилось. Кстати смеятся над его шутками очень тяжело, саркастически улыбаться - да, только этим и занимался, но откровенно хохотать никак не выйдет, слишком уж всё серьёзно, слишком болезненные и сложные темы подняты... МиМ тяжело шла, довольно сильно напрягала псевдоисторической своей частью, но я догадываюсь что всё это у меня по возрасту было, ибо читал в 14, сейчас может и перечитал бы(мне 18), но как-то не тянет на ее прочтение, да и времени мало...
считаю МиМ лучшим произведением автора
А я так не считаю, даже наоборот, считаю его достаточно слабым произведением относительно той-же "Белой Гвардии", "Дней Турбиных", но это только моё мнение.непонравилось как выглядел Воланд
После прочтения мне тоже было сложно принять такой образ, НО как великолепно он играл(!!!), просто волшебно... Единственное, что, на мой взгляд, испортило(до отвратности) это актёрская игра Мастера, просто ужос, все остальные просто выжимали из себя сок, а этот [мат], как он сам выразился "Играл яму".
Арxангел
12.03.2009, 02:38
Я читал Собачье Сердце, Мастер и Маргарита и начинал Белая Гвардия(как-то не пошло). Собачье Сердце мне понравилось больше. В отличии от Мастер и Маргарита рассказ сравнительно небольшой, но в нём столько сатиры и незыбаваемых образов, прекрасных диалогов плюс поднимаются действительно болезненные темы того времени. Так кратко и абсолютно точно подмечать человеческую натуру умел ещё Чехов.
Читал очень многое.
Мастера и Маргариту прочитал в 13 лет и потом с периодом в 3 месяца перечитывал лет до 19. Так как каждый раз открывал для себя в этом рассказе. Потому что постепенно взрослея я по другому начинал смотреть на события, людей, обстановку. Имхо книга не зря является шедевром.
Экранизация - ну тяжело было бы снять лучше. Эта книга вообще относится к числу тех, когда грамотно экранизировать невозможно. Потому что не всё можно показать, не всё можно высказать диалогами.
Из остальных книг - очень понравился "Бег", "Собачье Сердце", Роковые Яйца, Записки на манжетах.
Вообще считаю его знаковой фигурой в русской литературе. Из всего школьного курса это был единственный автор, которого я читал запоем и с радостью.
Yamadory
15.03.2009, 15:07
Любимое - "Мастер и Маргарита", затем, по личной для меня значимости: "Белая гвардия", "Записки врача", "Собачье сердце", "Бег", "Жизнь господина де Мольера", а уже потом всё остальное. "Роковые яйца" - как-то не очень. Считаю Булгакова любимым писателем. И, когда редактирую свой сетевой журнал, постоянно оглядываюсь на его творчество.
Собачье сердце – очень красивое и грустное произведения
У Булгакова почти все произведения оставляют в душе если не сумятицу, то грусть... В том-то и прелесть, из-за этого-то и невозможно оторваться от этого сатирического слога, рождающего улыбки сквозь слёзы. Мне Булгакова впервые читал папа, когда я серьёзно болела, наверно поэтому на моё воспаленное сознание МиМ произвел неизгладимое впечатление... Впоследствии, перечитывая, каждый раз открывала для себя всё новые аспекты сюжета. Но больше всего мне нравятся булгаковские рассказы, очерки и фельетоны.
Red Stalker
09.04.2009, 22:32
Читал "Мастер и Маргарита", "Собачье Сердце" " Иван Васильевич", всё понравилось, особенно МиМ, т-к почитал книгу в момент, когда интересовался потусторонним миром.
У Булгакова МиМ - мое любимое. Особенно был рад, когда во время третьего перепрочтения нашел "фишку" с концовкой. То как Мастер хотел закончить свое произведение и то какими словами заканчивается МиМ... ну не гениально?)))
Интересно, я когда впервые читал "Мастера и Маргариту", а было это в начале 80-х, я вообще не въезжал - кто такой Иешуа. Богом то в СССР школьникам не особо давали увлекаться, и все эти дела 2000-й давности я в упор не знал. Посему эти главы про его беседы с Пилатом просто перелистывал. А вот все остальное было чрезвычайно интересно читать. Так вот получилось с этим шедевром познакомиться.
Dark Jedi
27.04.2009, 23:02
Читал почти все, но более всего нравиться пьеса "Бег".
почему при таком богатсве интересных произведений в девятом класе проходят Мертвые души (по-моему самое неудавшееся произведение).
а такие произведения проходят специально для того чтобы отбить желание школьников читать книги вообще!))
Мне очень понравился рассказ Булгакова "Морфий". Очень интересное, последовательное описание наркотической зависимости. Очень реалистично.
Ну о "Мастер и Маргарита" вообще не буду говорить! тут просто нечего сказать! не побоюсь этого слова - гениально!
На ряду с Булгаковым (если брать только школьную программу) я в восторге от Замятина и его романа "Мы"
Орлангур_96
31.07.2009, 20:59
"Человек смертен, но это было бы ещё пол беды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен..."(с) Воланд.
Небольшая поправочка: говорил это Берлиоз Воланду, а не Воланд :D
А так вообще не согласен с множественными мнениями - "Мастер и Маргарита" - это великое произведение, просто надо относится к нему философски, а не как к куску сухого текста, который надо прочитать. Не замечаете как он переплел свет и тьму - два несовместимые понятия? Опять же он показывает нам наши же пороки: трусость
Трусость - один из самых худших человеческих пороков
Сорри - возможно неточно цитировал - давно читал.
Злобу и неверие: Каждому ведь воздаётся за свою веру - и это он описал.
Опять же показывает, что человек всё равно будет наказан - Иван Бездомный писал о том, что якобы нет Христа( точнее пытался) и угодил в сумасшедшый дом.
Берлиоз заставлял его это сделать и Аннушка разлила масло :)
В то время брат шел на брата - по всей стране выжигались церкви - стала жизнь похожа на ад и возмездие должно было придти - и оно пришло. Вот что хотел он рассказать нам - то что общество не должно разложится до такой степени, иначе будет конец.
Орлангур_96
02.08.2009, 14:36
Arhitecter, кстати согласен - Мастер играл ужасающе. А вот те же Маргарита, Воланд и Коровьев не подкачали.
Сорри за даблпостинг.
Skull007
17.01.2010, 19:03
Народ можете подсказать сайт или сами рассказать о интересных ситуациях и фактах в жизни Михаила Булгакова?
Их было много... Его травили как Мастера...
Читал МиМ, Белую Гвардию, Собачье сердце, Морфий, но больше всего понравились гудковские фельетоны (если знать, что было в то время, то оборжатся можно) и Записки врача.
Читал только Мастера и Маргариту и Белую Гвардию.
Шикарные вещи, в которых поднимаются по истине великие темы. Книги, которые в любое время приятно обсудить в компании друзей и выслушать точку зрению других на тот или иной момент рассказов.
Был, кроме того, в "нехорошей квартире". Позабавила надпись "котам вход воспрещен", удивило большое количество людей, забившихся в сравнительно небольшой квартирке. Стукнул по клавише его печатной машинки %)
Очень жестко. Особенно "Морфий" с его примерами опиумо- зависимого подчерка, описаниями состояния, описания ломок. Б-р-р. Автор явно был знаком...
По мне, так отличная экранизация. Местами просто дословно, и актеры не подкачали.
Вообше, Булгаков выделяется из всех писателей, представленых в школьной программе. Куда там Достоевскому с его растянутыми розовыми соплями или Толстому с его наполовину французким романом про бездельников (как и сам Толстой) "Война и мир".
ИМХО.
Знаком, конечно.
Экранизация не особенно понравилась. Подбор актеров хромает (вводят в ступор Мастер, Воланд, Бегемот), озвучка Мастера голосом Иешуа не оправдана (я понимаю, что автор проводил параллели между этими двумя персонажами, но все же не могу смириться)
Я читал Собачье Сердце, Мастер и Маргарита и начинал Белая Гвардия(как-то не пошло). Собачье Сердце мне понравилось больше. В отличии от Мастер и Маргарита рассказ сравнительно небольшой, но в нём столько сатиры и незыбаваемых образов, прекрасных диалогов плюс поднимаются действительно болезненные темы того времени. Так кратко и абсолютно точно подмечать человеческую натуру умел ещё Чехов.
С каких пор размер произведения влияет на его качество?
Тоже была в нехорошей квартире, там очень атмосферно, но все подпортили, сделав там музей. Видела фотографии того времени, когда там была еще вписочно-тусовочная квартира... Эх, вот туда бы попасть... В этот расписанный подъезд...
Еще была в доме-музее Булгакова в Киеве. Лампа с зеленым абажуром, кабинет врача, библиотека, печь с надписями... Все как будто сошло со страниц книги. Булгаков сделал обстановку дома Турбиных очень похожей на обстановку его дома.
МиМ тяжело шла, довольно сильно напрягала псевдоисторической своей частью, но я догадываюсь что всё это у меня по возрасту было, ибо читал в 14, сейчас может и перечитал бы(мне 18), но как-то не тянет на ее прочтение, да и времени мало...
Прочти еще раз, не пожалеешь. Эта вещь бессмертна, и каждый раз читая ее, находишь что-то новое, иначе начинаешь воспринимать то, или иное событие, меняются взгляды на происходящее. Первый раз меня мама заставляла прочитать эту вещь в 12 лет, но тогда я ее не могла понять и возненавидела, но спустя года 2 эта произведение вновь попало ко мне в руки, и тогда… Эта книга до сих пор является моей настольной, всегда на виду и когда возникает желание я могу ее перечитать. А несколько лет назад ко мне попала вся книга без цензуры (к сожалению большая часть книг была в свое время с цензурой) и я вновь погрузилась в мир где правит Воланд со своей свитой… Про экранизацию лучше промолчу, я ее так ждала, а она так жутко разочаровала. Такие персонажи (даже жаль их так называть) как Воланд, кот Бегемот, эх…, а так можно было развернуться. Порадовала только Маргарита и то как аккуратно обошли тему ведьминой наготы., без пошлости. У нас прошлой осенью приезжал Свободный театр (кажется) с постановкой МиМ, там было много известных актеров, но...все тоже и также, постановка жуть. Кто-то был на уровне, а кто-то (о любимый Воланд) был ужасен. (тогда порадовали Мастер и Бегемот.) До этого я также ходила на постановку, где Воланда играл Виктор Авилов, вот он был Воландом, а не его бледной тенью.
Arhitecter
23.01.2010, 04:30
Прочти еще раз, не пожалеешь. Эта вещь бессмертна, и каждый раз читая ее, находишь что-то новое
Спасибо, но нет.
Skull007
24.01.2010, 14:22
Нам задали вопрос, на который нужно ответить пользуясь произведением "Собачье сердце" (Из дневника Доктора Борменталя). Внимание вопрос: По мнению некоторых критиков, предметом сатирического изображения, в повести "Собачье сердце", является не только самодовольствие, невежество и слепой догматизм некоторых представителей власти, но и возможности безбедного существования для "трудовых элементов" сомнительного происхождения, их нахрапистость и ощущение полной вседозволенности.
Помогите пажалуста раскрыть смысл вопроса и доказать это из текста, желательно цитатами!
мр. Андерсон
24.01.2010, 18:21
Skull007,
Че тебе прям сочинение писать что ли? =)
Возьми за основу то, что Шариков, извиняюсь, ни хрена не делая, себе как раз и обеспечил то самое безбедное существование, он ведь насколько помню кошек отлавливал и душил.... Ну и так далее... Здесь можно много чего написать...
Вот и подумай теперь над смыслом вопроса...
Skull007
24.01.2010, 19:35
Че тебе прям сочинение писать что ли? =)
Возьми за основу то, что Шариков, извиняюсь, ни хрена не делая, себе как раз и обеспечил то самое безбедное существование, он ведь насколько помню кошек отлавливал и душил.... Ну и так далее... Здесь можно много чего написать...
Вот и подумай теперь над смыслом вопроса...
Ну так имелось ввиду, что "трудовой элемент" и есть сам Шариков, когда еще Швондер его провоцировал на документ. Документ - это самая важное в жизни. Это ведь годится? А еще можешь поподробнее ответить на вопрос? Пожалуйста!
мр. Андерсон
24.01.2010, 20:06
Skull007, Подробней не могу, ибо не читал=) И Швондера не знаю....
Old stalker
02.02.2010, 22:30
Люди, очень-очень срочно нужен доклад по теме "Судьба Маргариты в романе"!!!!!
Пожалуйста, помогите ссылкой!
Что за свинство. Такую тему превратить в поиск сочинений =( Просто слов нет. Уважаемые школьники и студенты! Думайте, пожалуйста, своей головой, читайте тексты и критику. Если уж совсем все печально, воспользуйтесь гуглом и готовыми сочинениями.
По теме: Скажите, а кто-нибудь был в булгаковской квартире в Киеве? Если да, то пили ли вы чай на веранде? Я, к сожалению, не попала, хотелось бы услышать впечатления и посмотреть фотки, если есть.
Кроме МиМ мне у Булгакова понравились "Записки юного врача". Жесткое, но какое-то особенное по атмосфере произведение.
А насчет ММ... тема бесконечно просто)) поразительное количество харизматиков на каждый см текста. Практически у него нет "так себе" персонажей, каждого он описал как уникальную личность, даже каких-то эпизодических героев.
Madlen0797
29.08.2010, 06:59
Проходили в школе "Мастера и Маргариту", произвело впечатление, в книге так и чувствуется мистика, "Собачье сердце" прочитала спокойно, без особых эмоций. Вот всё собираюсь "Белую гвардию" прочитать, да как-то руки не доходят
"Мастер и Маргарита" - еще в школьные годы стало моим любимым произведением, даже тема моего доклада была связана с этой книгой. Я несколько раз его перечитывал, каждый раз находя новый смысл на старом месте. Глубина раскрытия персонажей просто поражает, эволюция характеров, показанная автором позволяет читателю проникнуться к героям особыми чувствами. Отражение темы одиночества рефреном проходит через все повествование.
в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского состоялась мировая премьера оперы "Бег" по одноименной пьесе М.Булгакова! В ежегодном опросе газеты «Культура» премьера «Бега» в Камерном театре названа в ряду крупнейших событий московского сезона 2009/10.
Один из любимейших авторов! Его книги можно читать бесконечно, находя в них что-то "лично" для себя. Это и острейшая сатира, и отличный юмор, интересные сюжеты, и многое другое. Для себя я выделяю эти три составляющие, философские подоплёки - не моё. Язык Булгакова очень живой, яркий. Его книги затягивают буквально с первых абзацев, писатель умело погружает в атмосферу своего произведения и настраивает на нужный лад. Жаль, что так мало прожил, этот человек мог бы создать ещё не мало нетленных вещей, но такие, как известно, не умирают дряхлыми стариками.
Книги Булгакова актуальны и особенно остры в наш век, недалеко ушедший от "диктатуры" рабочего класса и ценностям этого самого класса потакающем. Его Шариковы и Аннушки - бич современности, я в этом просто уверен.
Его Шариковы и Аннушки
У меня так вот вышло, что главным его стала Мастер и Маргарита. В перестроечные годы самое первое, что было. А вот "Собачье сердце" меня отвратила чисто раз пьеса. Пьесы я не любил, не люблю и не полюблю, в таких забавах моя граница - мюзикл и оперетта.
Так я и не говорил, что "Собачье сердце" выше всех ставлю :) В нём социальный подтекст просто самый сильный. "Мастер и Маргарита" - на века, самая моя любимая книга вообще.
Я, скорее всего, не так понял, но почему "Собачье сердце" - пьеса?
vBulletin® v3.8.0, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.