Lateralus
20.02.2013, 13:27
Этика
Этика - итог и суть всей философской мысли.
http://s019.radikal.ru/i604/1302/fc/49f6bda24e29.jpg
Само слово "этика" происходит греческого слова ἦθος, что значит нрав, нравы. Основоположник систематизации наук Аристотель, поместил этику между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политика). Таким образом, с одной стороны, основанием этики является психология, трактующая устройство души, психические особенности человека, его внутренний мир; с другой стороны, практическая задача этики - воспитание достойного гражданина государства путём реформирования его нравственных качеств.
В этике Аристотеля центральное место занимают вопросы:
о благе;
природе и классификации добродетелей,
о дружбе и проблеме высшего блага;
Однако, Аристотель закладывает основы политической экономии и правоведения, не давая определения понятиям "нравственность" и "мораль".
Вопросы употребления терминов
В житейском словоупотреблении смешивают не только "мораль" и "нравственность", но и "этику".
Сплошь и рядом, вместо того чтобы сказать "Это безнравственный поступок", говорят "аморальный", "неэтичный"... Если человек неправильно пользуется столовыми приборами, говорилось "это неэтично", хотя это было бы нарушением этикета.
Такое неточное словоупотребление имеет двоякое происхождение. Во-первых, оттого что в обыденном языке слово "мораль" и "нравственность" считаются синонимами. Во-вторых, следствие прекращения в 1920-е гг. преподавание этики и забвение того, что со времён Аристотеля этика рассматривалась как наука о морали или "практическая философия", то есть слово "этика" уже в античности обрело смысл, отграничивающий его от близких к нему в других языках. Поэтому на французском, где есть слово morale, и в русском, где, как и в немецком, есть собственное слово - "нравственность" - Sittlichkeit, наряду с обрусевшим словом "мораль" при обозначении науки о морали (нравственности) всегда писали или говорили "этика". И во Франции, и в Англии, и в Германии будут при этом также пользоваться терминами Etique, Ethics, Ethik. Такова роль исторической традиции. И хотя отличное содержание последнего слова от двух других известно, закрепилось в науке, а нынешнее "неэтично", "неэтичный поступок" - явное свидетельство невежества, исторически это объяснимо.
Понятие "мораль" относится к сфере сознания (моральный кодекс, моральные нормы, моральный выбор), тогда как понятие "нравственность" характеризует реальное поведение (нравственный поступок, нравственный конфликт). Отсюда - удачное выражение, предложенное Н. Н. Крутовым: "Нравственность - мораль в действии".
Мораль (моральное сознание)
Своеобразием морального сознания характеризуется его оценочным характером, ситуативностью, сложностью мотивации, колебаниями, нередкой переоценкой "задним числом", парадоксальностью, сочетанием категоричности требований и неопределённости результата и его последствий.
Почему?
Исток, начало морального сознания - эмоции, чувства, а отнюдь не разум.
Немаловажно так же разграничивать и определения Группового и личностного морального сознания. Если говоря о личностном, мы не теряемся и вспоминаем такие персональные черты как "интеллект", "воля" и "эмоции". То групповое моральное сознание вытекает из необходимости создание неких запретов или "табу". Табу - первые регулятивы, предваряющие последующие (заповеди, нормы, кодексы).
И первым бесспорным показателем того, что перед нами не стадо, а социальная группа, является "кристаллизация" первых запретов.
Нравственный поступок
Постараемся дать определение "поступку". Что же было в начале, слово или дело?
"Истинная этика начинается там, где перерастают пользоваться словами", - сказал Альберт Швейцер. Конечно же, он прав, ибо суть всякой этики - поступки, дела; правда, в жизни человеческой и слово может быть делом.
Семь изречений.
Клеобул
«Мера лучше всего. Отца надо уважать. Детей воспитывай. Удаче молись. Ссоры замиряй. Врага народа считай супостатом»
Солон
«Не лги, но говори правду. Радей о честном. Добропорядочность нрава соблюдай вернее клятвы. Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси и ее сам. Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное. Не якшайся с дурными. Уважай друзей»
Хилон
«Знай себя. Будь защитником своей семьи. Повинуйся законам. Старшего уважай. Не желай невозможного. Если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти»
Фалес
«Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей. Что трудно – познать самого себя. Утомительна праздность, вредна невыдержанность, невыносима невоспитанность. Находясь у власти управляй самим собой»
Питтак
«Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам. Ненасытно корыстолюбие»
Биант
«Большинство людей дурны. Бери убеждением, а не силой. Приобретай: в молодости – благополучие, в старости – мудрость»
Периандр
«Удовольствие смертны, добродетели бессмертны. С друзьями будь один и тот же и в удаче, и в беде. Дал слово – держи. Демократия лучше тирании»
Вопросы для обсуждения
Каково современное состояние нравственной культуры общества? Существует ли прогресс?
Как формируется нравственная культура личности?
Понятие и взаимодейсвие "добра и зла". Существует ли "абсолютное добро"?
Какова взаимосвязь религии и морали?
Что вы думаете о добре и зле?
...
Этика - итог и суть всей философской мысли.
http://s019.radikal.ru/i604/1302/fc/49f6bda24e29.jpg
Само слово "этика" происходит греческого слова ἦθος, что значит нрав, нравы. Основоположник систематизации наук Аристотель, поместил этику между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политика). Таким образом, с одной стороны, основанием этики является психология, трактующая устройство души, психические особенности человека, его внутренний мир; с другой стороны, практическая задача этики - воспитание достойного гражданина государства путём реформирования его нравственных качеств.
В этике Аристотеля центральное место занимают вопросы:
о благе;
природе и классификации добродетелей,
о дружбе и проблеме высшего блага;
Однако, Аристотель закладывает основы политической экономии и правоведения, не давая определения понятиям "нравственность" и "мораль".
Вопросы употребления терминов
В житейском словоупотреблении смешивают не только "мораль" и "нравственность", но и "этику".
Сплошь и рядом, вместо того чтобы сказать "Это безнравственный поступок", говорят "аморальный", "неэтичный"... Если человек неправильно пользуется столовыми приборами, говорилось "это неэтично", хотя это было бы нарушением этикета.
Такое неточное словоупотребление имеет двоякое происхождение. Во-первых, оттого что в обыденном языке слово "мораль" и "нравственность" считаются синонимами. Во-вторых, следствие прекращения в 1920-е гг. преподавание этики и забвение того, что со времён Аристотеля этика рассматривалась как наука о морали или "практическая философия", то есть слово "этика" уже в античности обрело смысл, отграничивающий его от близких к нему в других языках. Поэтому на французском, где есть слово morale, и в русском, где, как и в немецком, есть собственное слово - "нравственность" - Sittlichkeit, наряду с обрусевшим словом "мораль" при обозначении науки о морали (нравственности) всегда писали или говорили "этика". И во Франции, и в Англии, и в Германии будут при этом также пользоваться терминами Etique, Ethics, Ethik. Такова роль исторической традиции. И хотя отличное содержание последнего слова от двух других известно, закрепилось в науке, а нынешнее "неэтично", "неэтичный поступок" - явное свидетельство невежества, исторически это объяснимо.
Понятие "мораль" относится к сфере сознания (моральный кодекс, моральные нормы, моральный выбор), тогда как понятие "нравственность" характеризует реальное поведение (нравственный поступок, нравственный конфликт). Отсюда - удачное выражение, предложенное Н. Н. Крутовым: "Нравственность - мораль в действии".
Мораль (моральное сознание)
Своеобразием морального сознания характеризуется его оценочным характером, ситуативностью, сложностью мотивации, колебаниями, нередкой переоценкой "задним числом", парадоксальностью, сочетанием категоричности требований и неопределённости результата и его последствий.
Почему?
Исток, начало морального сознания - эмоции, чувства, а отнюдь не разум.
Немаловажно так же разграничивать и определения Группового и личностного морального сознания. Если говоря о личностном, мы не теряемся и вспоминаем такие персональные черты как "интеллект", "воля" и "эмоции". То групповое моральное сознание вытекает из необходимости создание неких запретов или "табу". Табу - первые регулятивы, предваряющие последующие (заповеди, нормы, кодексы).
И первым бесспорным показателем того, что перед нами не стадо, а социальная группа, является "кристаллизация" первых запретов.
Нравственный поступок
Постараемся дать определение "поступку". Что же было в начале, слово или дело?
"Истинная этика начинается там, где перерастают пользоваться словами", - сказал Альберт Швейцер. Конечно же, он прав, ибо суть всякой этики - поступки, дела; правда, в жизни человеческой и слово может быть делом.
Семь изречений.
Клеобул
«Мера лучше всего. Отца надо уважать. Детей воспитывай. Удаче молись. Ссоры замиряй. Врага народа считай супостатом»
Солон
«Не лги, но говори правду. Радей о честном. Добропорядочность нрава соблюдай вернее клятвы. Требуя, чтобы ответственность несли другие, неси и ее сам. Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное. Не якшайся с дурными. Уважай друзей»
Хилон
«Знай себя. Будь защитником своей семьи. Повинуйся законам. Старшего уважай. Не желай невозможного. Если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти»
Фалес
«Какие услуги окажешь родителям, такие и сам ожидай в старости от детей. Что трудно – познать самого себя. Утомительна праздность, вредна невыдержанность, невыносима невоспитанность. Находясь у власти управляй самим собой»
Питтак
«Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам. Ненасытно корыстолюбие»
Биант
«Большинство людей дурны. Бери убеждением, а не силой. Приобретай: в молодости – благополучие, в старости – мудрость»
Периандр
«Удовольствие смертны, добродетели бессмертны. С друзьями будь один и тот же и в удаче, и в беде. Дал слово – держи. Демократия лучше тирании»
Вопросы для обсуждения
Каково современное состояние нравственной культуры общества? Существует ли прогресс?
Как формируется нравственная культура личности?
Понятие и взаимодейсвие "добра и зла". Существует ли "абсолютное добро"?
Какова взаимосвязь религии и морали?
Что вы думаете о добре и зле?
...